Храм и люди

Мир и добро.

(в преддверии юбилея освящения центрального храма нашей епархии: некоторые вехи истории)

 15 октября 2025-го года исполнится ровно четверть века со дня освящения Саратовского Кафедрального Собора Святых Апостолов Петра и Павла – храма, являющегося по своему статусу главным храмом Епархии Святого Климента. К этой памятной дате хотелось бы подготовиться с особым тщанием, поэтому мы собрали серию публикаций об истории нашей епархии, о самом храме и о людях, причастных к его созданию, освящению и дальнейшему совершенствованию. В данном материале речь пойдёт в общих чертах об истории католичества на территории нашей епархии, об историческом храме Святого Климента (ныне, к сожалению, утраченном как храм), и – уже гораздо подробнее – мы расскажем о некоторых из тех людей (и священнослужителей, и мирян), благодаря титаническим усилиям которых нынешний храм появился, был освящён и развивается сегодня.

Историческая справка номер…

Логика повествования диктует автору настоящего материала довольно жёсткие рамки: начать следует (хотя бы кратко) с того, откуда «есть пошло католичество на Земле Саратовской», а это, в свою очередь, вынуждает так или иначе цитировать общедоступные источники (например, официальный сайт Епархии Святого Климента или замечательную книгу, изданную усилиями саратовских прихожан в 2010 году, к 10-летней годовщине освящения Собора Свв. Апп. Петра и Павла). Ничего не имея против этого цитирования (а значит, повторения уже известной информации), возьмём на себя смелость структурировать данные иначе – наглядно и с опорой на хронологию. Пусть читатель не пугается сейчас «сухих» цифр и дат – далее автор обещает приводить прямую речь очевидцев некоторых из описываемых событий. И не для того, чтобы «оживить» повествование, а чтобы напомнить тем, кто подзабыл, как это было, и рассказать тем, кто не знает этого, нечто для них новое. Итак:

— 1763-1774 гг. – прибытие в Поволжье (современные Саратовская, Самарская и Волгоградская области) после «дозволения» специальным Манифестом Екатерины II около 32 тыс. переселенцев из Европы. 8-10 тыс. из них были католиками. Из возникших в Поволжье 104 иностранных (в основном, немецких) колоний, 31 была католической.

— 1847 г. – для российских католиков была основана Тираспольская (первоначально Херсонская) епархия, но ни Херсон, ни Тирасполь сделать епархиальными центрами не удалось ввиду малого количества католиков в означенных городах и невозможности поместить в них кафедру епископа и построить кафедральный собор.

— 1856 г. (!!!) – центром епархии (при прежнем названии – Тираспольская) был избран Саратов*.

* Представьте себе масштабы этой епархии: в неё целиком входили Астраханская, Екатеринославская, Саратовская, Ставропольская, часть Самарской, Таврическая и Херсонская губернии, а также Грузия и Бессарабия! По размеру она была больше, чем ВСЕ католические епархии Европы. И жили в ней (помимо русских католиков, а они были) немцы, поляки, литовцы, латыши, украинцы, белорусы, армяне, грузины, французы, итальянцы, чехи, греки и католики других национальностей.

1885-1917 гг. – на территории епархии было построено 116 монументальных храмов – великолепных памятников архитектуры. Одним из них был и Саратовский Кафедральный Собор Святого Климента, находившийся в центре епархии, речь о котором пойдёт в следующем разделе.

Утраченная святыня

Саратов, когда его сделали центром Тираспольской Епархии, имел только один совсем небольшой католический храм, да и то деревянный. Его спешно обложили кирпичом и временно «объявили» кафедральным собором. Но (вернёмся к наглядной хронологии):

— 1873-1880 гг. – по проекту архитектора М. Н. Грудистова уже велось строительство нового Кафедрального Собора.

— 20 мая 1881 г. – состоялось освящение Кафедрального Собора Св. Климента епископом Францем Ксавьером Цоттманом:

В 2023 г. силами проекта АНО Код Культуры «Фестиваль виртуальной реконструкции «Ожившая история Саратова» был осуществлен потрясающий проект – виртуальная 3D-реконструкция Собора Святого Климента. Многие саратовские прихожане помнят, какое грандиозное впечатление производило это зрелище в специальных очках, да ещё и когда ты находишься внутри «останков» Собора (виртуальная выставка была организована в одном из помещений сохранившейся части храма). Для тех, кто не видел этого тогда или хотел бы ещё раз посмотреть на внешний и внутренний облик главного храма Тираспольской Епархии – вот ссылка (вращать панораму при просмотре на стационарном компьютере нужно при помощи «клавиш-стрелочек», на смартфоне – просто движением пальца по экрану).

Дополнительная информация: интерьер Собора восстановлен по немногим сохранившимся чёрно-белым фотографиям, так что цвет росписей на виртуальной модели не передан (то есть храм внутри не был везде кремового цвета, но и даже так понятно, каким красивым он был).

После революции 1917 года Собор Св. Климента разделил печальную участь многих российских храмов всех конфессий: уже в 1927 г. в нём располагался, том числе, табачный магазин, в 1931 г. – Планово-экономический институт и городская архитектурно-планировочная мастерская, причём всё это время, по документам, здание принадлежало католической общине (на основании чего можно предположить, что хотя бы часть храмовых помещений ещё использовались верующими по прямому назначению – для молитвы). Но в 1935 г. Собор у Церкви отобрали окончательно. И стали решать, что же с ним делать. Наконец, решили:

— 1938–1939 гг. – по проекту ленинградских архитекторов М. В. Крестина и О. Н. Помориной-Крестиной фасад Собора изуродовали, снеся верхушки башен, а внутренние помещения стали перестраивать с целью создать в здании детский кинотеатр. Каковой (под названием «Пионер») и открылся в уже бывшем соборе только в 1941 году.

1965 г. – здание Собора было окончательно лишено первозданного облика: новая, с позволения сказать, «реконструкция» покрыла остатки церковных башен сплошной бетонной стеной с барельефом пионера (не особенно симпатичного на вид, как всю жизнь считал автор этих строк – даже в своё безоблачное советское детство – и даже зная, что прообразом барельефа послужил сын одного из архитекторов).

1990-е гг. – «Пионер» был уже не только кинотеатром: в нем появились кафе, игорные автоматы и прочие атрибуты «новой эпохи». И начались разговоры о возможности передачи здания обратно Католической Церкви (о том, кто и как их вёл – отдельно ниже). Саратовские газеты писали статьи с заголовками типа «Возвращение святого Климента» и «Вернётся ли святой Климент в Саратов?», однако сделать что-либо оказалось невозможным: здание было незаконно приватизировано, и новые владельцы предлагали «уступить» его Церкви (структуры которой в новой России уже были восстановлены и функционировали) по цене совершенно нереальной. Воссозданному в Саратове приходу Святого Климента, его настоятелю и церковному священноначалию пришлось искать другие пути, чтобы у саратовских католиков (а их в 1990-е становилось всё больше) появился всё же заново свой храм.

Вспомним, как это было – причем в виде обещанной в начале статьи формы повествования – от первого лица.

Путь к храму: от первого лица

Собственно, «первых лиц» в этом разделе будет два: автор этой статьи (я пришла в Церковь в 1991-м г. некрещёной, в 1993-м г. крестилась и приняла Миропомазание) и АЛЛА РЕПП – первая органистка саратовского прихода (ныне органистка и кантор Храма Пресвятого Сердца Иисуса в г. Самаре и долгие годы моя подруга). И речь пойдет об одной из ключевых фигур в истории саратовского прихода и, не побоюсь этих слов, в новейшей истории всей Епархии Святого Климента – об отце Яцеке Фальковском (SDB), которого Господь уже забрал к себе – забрал, что называется, «во цвете лет» (ему было всего 62). О нём на сайте нашей Епархии написаны замечательные слова: «Красавец с голосом оперного певца, мудрец с душой ребёнка, уникальная личность, самим Богом избранная, чтобы любить людей и заботиться о них. Это почувствовали многие прихожане, он покорил их сердца. Его открытость, обаяние, умение решать сложные проблемы способствовали увеличению числа прихожан. Его загадочно-философские фразы: «Всё до сделаннья…» и «Помалу, помалу…» успокаивали нетерпеливых, и всё действительно делалось помалу, помалу, как бы само собой». Это правда, многим казалось, что всё делается само собой. Но те, кто часто посещал его квартиру, знали, чего ему стоит эта иллюзия кажущейся лёгкости решения проблем. А начиналось всё тогда, в 1990-х, именно так: Мессы (невоскресные, в будние дни) проходили в «часовенке», расположенной в квартире священника, и там же мы с Аллой под руководством о. Яцека разбирали песнопения на польском (и Алла переводила их на русский, и многие из них звучат в Саратовском храме до сих пор), и даже сочиняли вместе (простая, но именно наша, эксклюзивная распевка «Слава в вышних Богу», которую слышат прихожане саратовского прихода чаще всего по воскресеньям и сейчас, была нами вдвоём сочинена на основе мелодии одного из псалмов именно тогда). Там же проходили «молодёжные встречи» – отец Яцек ведь был салезианец, представитель ордена, харизма которого направлена именно на работу с молодёжью. И молодёжи было много, разной – шумной, сложной, проблемной, не понимающей, что у любого человека должно быть личное пространство и возможность просто отдохнуть от суеты и помолиться в одиночестве. Слово Алле Репп и её ответ на мой, горе-интервьюера, вопрос, что для отца Яцека значило «вывести католиков в люди, добиться, чтобы у них был свой собственный храм, у прихода – свой общий дом»:

Это значило для него абсолютно ВСЁ, это занимало целиком все его мысли. Он не мог проехать на машине мимо любой мало-мальски подходящей конструкции, неказистой, как трансформаторная будка, чтобы не оценить её с точки зрения возможного использования как временное (конечно, временное) прибежище прихода. Он постоянно прикидывал, можно ли тот или иной объект (которых тогда продавалось множество) использовать именно под нужны прихода – а заодно и Каритас. И в какой-то момент возник – как возможный вариант хотя бы временного пребывания уже разросшегося его силами прихода – тот самый подвал, расположенный точно напротив изуродованного Собора Святого Климента, напротив к/т «Пионер». Это было как знак свыше, как дар Небес. Там же все помещения были как будто специально сделаны, чтобы и сакристия (ризница) находилась там, где ей положено быть, и второй зал, оборудованный под трапезную… Было и место встреч приходских групп, и для офиса нашлось место… Но чтобы это получить, требовались масса сил, денег (которых неизвестно где нужно было брать), а также невероятная «пробивная способность» и энергичность отца Яцека. Ну и, как мы все знаем, всё получилось…

Необходимое пояснение: в середине 1990-х у католиков Саратова, после долгих мытарств (автор этих строк помнит и воскресные Мессы в актовом зале Центральной детской музыкальной школы, и в Немецком доме, и ещё в некоторых случайных локациях) наконец-то появилось своё собственное помещение – часовня во имя Божией Матери Фатимской, расположенная в подвальном помещении в самом центре Саратова – и, как уже было сказано, точно напротив бывшего Кафедрального Собора (изображение которого немым укором висело в витрине часовни. Освящение её состоялось 26 ноября 1995 года под предстоятельством архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

А ещё у входа стояла в стеклянном «аквариуме» статуя Святой Девы Марии Фатимской – красивая, с подсветкой. За обычным, не «бронированным» стеклом стояла – и это в 1990-е, когда вокруг то вандализм, то бандитизм. Но – как чудо Божие – стояла, невредимая. А в витрине кафе над часовней однажды на Рождество появился Вертеп, лично руками о. Яцека по договоренности с руководством кафе сделанный – тоже с подсветкой, с привезенными из Польши фигурами, удивлявший прохожих и привлекавший их внимание…

Интересно, что часовня находилась на правой стороне бывшей Немецкой улицы (ныне проспект Столыпина), по некоей традиции, в дореволюционные времена «лютеранской» (а левая, с Кафедральным Собором Св. Климента, была, соответственно, условно «католической»). После строительства и освящения Кафедрального Собора Святых Апостолов Петра и Павла надобность в подвальной часовне у католиков отпала, и ныне она принадлежит лютеранской общине (находясь, напоминаю, на исторически «лютеранской» стороне Немецкой улицы).

И наконец, о главном…

А главное в этой истории – это освящение Кафедрального Собора Свв. Апп. Петра и Павла. С момента появления у саратовских католиков своей часовни до появления своего полноценного храма прошло всего неполных пять лет – но нам тогда это казалось целой отдельной эпохой. Собственно, эпохой это и было. Потому что Саратов до 1998 года внутри недавно возрожденных структур Католической Церкви в России был просто относительно крупным (но не самым крупным и не самым важным) городом. Не имевшим даже собственного храма (для сравнения, г. Маркс Саратовской области уже с 1993 года имел прекрасный большой храм, в котором 7 июня 1998 года состоялась епископская хиротония его настоятеля – Его Преосвященства Клеменса Пиккеля, который является предстоятелем нашей епархии по сей день). И вот тогда (как мы помним, не впервые в истории) Саратов, волею Всевышнего, снова стал центром епархии. И снова стал нужен Кафедральный Собор.

Собственно, строительство (снова не в последнюю очередь благодаря усилиям о. Яцека) уже велось. Возвращаться к наглядной хронологии сейчас не стану (она прекрасно изложена на сайте епархии в разделе «Кафедральный Собор».

Однако хочется вспомнить несколько другое: до всех этих грандиозных изменений храм строился с намерением дать ему имя широко известного образа «Милосердия Божия». 19 апреля 1998 г. всё тот же о. Яцек Фальковский провёл в недостроенном храме (без окон-без дверей, на фоне голых кирпичей и на лагах под нашими ногами) первую Святую Мессу. И это было… Не передать, как это было.

И вот уже позже, 15 октября 2000 года, в готовом храме (правда, не имевшем тогда той чудесной отделки, которая появилась не так-то давно стараниями о. Диогенеса Уркизы), но сверкавшего белизной стен – и нашем (!!!) общем доме – состоялось наконец-то торжественное освящение, которое провёл Апостольский нунций Георг Цур. В сослужении огромного, как мне тогда казалось, количества священнослужителей. Это сейчас, спустя годы, видеть с хоров, где пою, более 15 священников у алтаря на Мессу Освящения Елеев кажется мне обычным и привычным, а тогда…

Закончить этот – может быть, несколько сумбурный, но искренний – текст я могу только одним: Благодарение Богу! За то, что привел меня и нас всех туда, где мы дома – в храм своего прихода, в свою епархию, во Вселенскую Церковь, к Господу. Аминь.

P.S. По скромной надежде автора, в следующих сериях материалов, предваряющих 25-летний юбилей освящения Кафедрального Собора Свв. Апп. Петра и Павла планируются привести свидетельства его прихожан о том, что для них значит наш храм, какую роль играет в их жизни Церковь и т. д. И первым таким репортажем мне бы хотелось сделать материал (уже не краткий, а развёрнутый) с Аллой Репп, слова которой цитировались в этой статье. В конце концов, не только страна, но и приход, и епархия должны знать своих героев – а она невероятно много сделала и делает на благо Церкви.

Зоя Жалнина, Саратов

Фото 1: Кафедральный Собор в Саратове в день освящения 15 октября 2000 г.
Фото 2: Освящение главного храма Тираспольской Епархии – Саратовского Кафедрального Собора Святого Климента.
Фото 3: Саратовский Кафедральный Собор Святого Климента. Ныне от него остались практически одни воспоминания.
Фото 4: 1951 год. К/т «Пионер» (бывший Собор Святого Климента) – без фронтальных башен, но еще сохраняющий узнаваемый облик.
Фото 5: Кинотеатр «Пионер», с бетонированным фасадом и барельефом пионера на последнем. В таком виде здание известно саратовцам с 1965 года. При этом торцевые стены до совсем недавнего времени «выдавали» принадлежность к церковной архитектуре.
Фото 6: Фото из сети Интернет (2016 год).
Фото 7: о. Яцек Фальковский SDB в часовне Пресвятой Девы Марии Фатимской.
Фото 8: Элементы убранства Собора Святого Климента в Саратовском музее краеведения.
Фото 9: Группа прихожан  (во главе с о. Ондреем Славиком) во время визита на выставку «Ожившая история Саратова». На заднем плане – воссозданные силами современных архитекторов и средств науки торцевая и заднефасадная части Собора Святого Климента.
Фото 10: На фото на фоне входа в подвальную часовню во имя Божией Матери Фатимской (слева направо): автор настоящего материала в молодости, наша тогдашняя прихожанка Ольга Снацкая и первая органистка саратовского прихода Алла Репп.
Фото 11: Освящение Кафедрального Собора, 15.10.2000 г.
Фото 12: Апостольский нунций Архиепископ Георг Цур. Месса освящения Кафедрального Собора, Саратов, 15.10.2000 г.
Фото 13: После Мессы освящения Кафедрального Собора, 15.10.2000 г.

Читать в формате PDF

Рубрика: История

Автор: