Отец Диогенес Уркиза: Воспоминания об освящении саратовского Кафедрального Собора, служении церемониария и вечной предпраздничной суете

Caritas Christi urget nos

Отец Диогенес Уркиза (IVE) — настоятель прихода в Кафедральном Соборе Святых Апостолов Петра и Павла в Саратове, центральном храме епархии Святого Климента. Ранее он долгие годы служил настоятелем в Казани и имеет опыт участия в освящении трёх католических храмов на территории России. В этой беседе отец Диогенес рассказывает о том, что значит быть во время освящения церемониарием и с какими трудностями сталкиваются те, кто готовит храм к освящению.

О. Диогенес (стоит перед диаконом Маркусом) как церемониарий во время Мессы освящения Кафедрального Собора рядом с Апостольским нунцием Архиепископом Георгом Цуром.  Саратов, 15.10.2000 г.

— Отец Диогенес, расскажите вначале, кто такой священник-церемониарий, что входит в его обязанности?

— Это человек, который во время торжественного богослужения отвечает за правильное и точное соблюдение всех обрядов, следит за действиями министрантов, помогает священнику, служащему Мессу, другим священникам, чтецам. Есть определённые литургические моменты, сложности, тонкости, которые церемониарий должен хорошо знать и следить за их чётким соблюдением. Например, когда принесут сосуды с миром и кто их будет держать, кто торжественно открывает двери освящаемого храма и в какой именно момент, кто и когда зажигает свечи и т.д. Церемониарий должен помнить весь ход богослужения и помнить, кто именно, что именно и когда именно делает. Это такой своеобразный дирижёр, куратор богослужения, который обязан не допустить, чтобы были ненужные паузы, заминки, сбивки и прочее.

Святая Месса освящения Кафедрального Собора. Саратов, 15.10.2000 г.

— Вы были церемониарием на освящении Кафедрального Собора в Саратове в 2000 году, но при этом не были ещё тогда генеральным викарием епископа Клеменса и служили в Казани. Как Вы оказались здесь, да ещё и исполняли такую важную функцию?

— Я всегда любил тонкости Литургии, хорошо в них разбирался, и епископ Клеменс попросил меня приехать в Саратов с тем, чтобы я во время богослужения исполнял именно эти обязанности. Но нужно сказать, что до самого дня освящения ещё продолжались строительные и отделочные работы, и Владыка попросил меня приехать заранее, чтобы помочь с подготовкой. Я к тому времени служил в России всего лишь около четырёх лет. Отцу Йозефу Валабеку, тогдашнему саратовскому настоятелю, как, вероятно, понимал епископ, одному было тяжело — и не только ему, но и местным сёстрам. Просто элементарно нужны были «руки». Представьте себе: приближается дата освящения, а много чего ещё не сделано. О. Йозеф был занят более важными делами — например, оформлением алтарной части, и на то, чтобы обращать внимание на менее насущные вопросы, у него времени не было. Я приехал не один, со мной были пара сестёр из Казани из конгрегации Служительниц Господа и Божией Матери Матара (SSVM). Мы прибыли за три дня до освящения Собора и увидели, что практически ничего ещё нет: ни скамеек, ничего (скамейки успели собрать, но несколько позже)… И за оставшееся время мы начали спешно помогать, чем могли, потому что вокруг царил хаос: рабочие бегали туда-сюда, всё, по некоей печальной традиции, делалось в последний момент… Сёстры из Казани тоже помогали с уборкой самого помещения храма, подвала, приготовлением орнатов и т.д.

Молодёжь прихода помогает в сборке скамей для храма. Конец 2000 г.

— Одним из самых важных Ваших служений тогда было оформление Крестного Пути — необходимого элемента оформления и важного визуального молитвенного акцента любого католического храма. Как это происходило?

— В какой-то момент среди всей этой суеты привезли таблички с 14 стояниями Крестного Пути. Это те же металлические изображения, которые висят в храме сегодня: при обновлении отделки храма мы поменяли только кресты, которые уже были старые и несколько обветшали. Архитектурные особенности храма не позволяли развесить «стояния» традиционным способом — по семь на стенах с каждой стороны от рядов скамеек. Часть стояний были поэтому размещены на нижней части хоров (там, где сейчас изображения, иллюстрирующие жизненный путь Святого Климента). Спросить было не у кого — все были заняты, всем было не до того, поэтому пришлось принимать решение самостоятельно. И такое оформление сохранялось в Соборе довольно долго, как Вы помните.

Освящение пищи в Пасхальную ночь. 17.04.2017 г. На фотографии видны стояния Крестного Пути на хорах, которые накануне освящения собора повесил о. Диогенес, а также золотые кресты на стенах, которые при освящении были помазаны миром. 

— Что ещё, кроме Крестного Пути, делалось тогда именно Вашими руками и руками сестёр из Казани?

— Например, мы с сёстрами из Казани нарисовали накануне дня освящения Собора золотой краской 12 крестов на его стенах. Так были отмечены те места, которые потом, во время освящения, епископ мазал святым миром — особым ароматическим маслом, таким же, которое используется при совершении таинства Миропомазания. При новой покраске стен эти кресты не сохранились, надо бы их восстановить… А вообще, нашей задачей тогда было, в первом приближении, идти за отцом Йозефом и там, где он заканчивал основную работу и уборку, уже заниматься финальным оформлением. Например, мы делали драпировку из бордового бархата за креслом епископа в алтарной части, оформление дарохранительницы и т.д.

— То есть отец Йозеф много физической работы делал своими руками?— Да! Если бы я не знал его лично и не знал, что он священник, я бы подумал, что он один из рабочих: в простой одежде, весь в пыли и грязи, в руках то молоток, то лопата…

— Таким же часто можно было наблюдать на подготовительном этапе стройки Собора и отца Яцека Фальковского. Он тоже очень много делал лично. И отец Александр Самойлов принимал непосредственное участие в строительстве нашего храма.

— С отцом Яцеком я, к сожалению, контактировал меньше — и тогда, когда саратовские католики ещё собирались на богослужение в часовне Девы Марии Фатимской на проспекте Кирова (ныне Столыпина).

Эскиз интерьера будущего католического храма в Саратове на этапе согласования проекта. Дарохранительница справа от алтаря, статуя Богородицы слева. Рисунок архитектора Андрея Мушты. Середина 1990-х гг. Фото предоставлено Архитектором Александром Спиридоновым.

Слева: один из первых проектов алтаря в будущем храме.  Амвон слева. Рисунок из архива Андрея Мушты. Середина 1990-х гг. Фото предоставлено Архитектором Александром Спиридоновым.
Справа: Праздник Святого Климента Римского, 23 ноября 2011 г. Алтарь, который был в соборе с 15 октября 2000 г. до весны 2018 г.
29 июня 2018 г., в Торжество Святых Апостолов Петра и Павла был освящён новый алтарь. Предстоятельское место также до реконструкции пресвитерия в 2018 г. было слева под бордовой бархатной драпировкой. Дарохранительница, которая в день освящения и последующие несколько лет была расположена справа от алтаря, позднее была перенесена в центр пресвитерия.

— Были какие-то особенно запомнившиеся Вам моменты среди всей этой спешной подготовки?

— Был довольно курьёзный момент с заложением мощей святых в алтарь храма. Для этого делается специальный «ящичек», куда вкладываются мощи, и они вмуровываются в алтарь. И я, желая помочь, невольно сделал так, что этот ящичек заклинило. Отец Йозеф очень рассердился тогда…


Так выглядело освещение храма до реконструкции.
На фото: Органистка Елена Ветчинкина. Фотография сделана в день благословения нового электронного органа. 26 марта 2010 г. Фотограф: Епископ Клеменс Пиккель.

— Храм в Казани, в котором Вы долгое время были настоятелем, освящался на восемь лет позже саратовского Собора. Процесс подготовки «изнутри» тоже выглядел так же «суетно и хаотично», как у нас?

(с улыбкой) Видимо, так везде. В Казани, помню, я ложился спать в час ночи незадолго до освящения храма с мыслью о том, как многое ещё не готово, а мне завтра уже принимать гостей, и предстоит ещё куча дел… Встал в семь утра и увидел, что именно к семи утра рабочие успели сделать газон перед храмом… Всё делается «впритык» по срокам.

О. Диогенес с художником Олегом Шевелёвым обсуждают будущую реконструкцию пресвитерия. 16.05.2016 г. Спустя два года Олег завершит работу над рельефами пресвитерия и фресками. Ещё одним годом позже появятся рельефы жизнеописания святого Климента на хорах и витражи дел Милосердия в 14 боковых окнах. Фотограф: Епископ Клеменс Пиккель.

— Какой Вам запомнилась сама литургия освящения нашего Собора, где Вы были церемониарием?

— Конечно, она была очень торжественной, и особенно необычно это выглядело для тех времён в России: участвовали и нунций, и архиепископ Тадеуш Кондрусевич, и епископ Клеменс, и много священников из разных приходов — такого, как мне кажется, католики епархии Святого Климента ещё не видели. Но сама литургия прошла очень хорошо и, если так можно выразиться, душевно. Был полный храм людей — и местных верующих, и приезжих. И сама атмосфера тогда немного отличалась от того, что есть сейчас: ныне многие люди не могут вырваться куда-то в паломничество, даже в соседний приход, потому что очень загружены: одна работа, вторая работа, масса повседневных дел… Жизнь вокруг изменилась. А тогда было очень торжественно и именно душевно.

Кафедральному Собору в Саратове 20 лет. Фото сделано 19.10.2020 г. Фотограф: Епископ Клеменс Пиккель.

— Вы участвовали ещё, кроме Саратова и позже Казани, в освящении храмов в России?

— Между, так сказать, Саратовом и Казанью у меня был Мурманск, в котором тоже было освящение храма, и я принимал в нём непосредственное участие. Это было в 2007 году, мне предстояло в довольно скором времени освящать храм в Казани, где я служил настоятелем и который строился при моём участии. А в Мурманске священник был родом из Аргентины, как и я, но мне лично незнакомый, из конгрегации кларетинов. Это был ноябрь, в Мурманске была полярная ночь. И ситуация была такая же: мало что было готово, царила суета. Более того, в самый последний момент, уже поздним вечером перед днём освящения храма выяснилось, что никто не знает, кто будет церемониарием на торжественной Мессе, кто будет курировать процесс богослужения. А поскольку у меня уже подобный опыт был, это поручили мне. И мне пришлось за одну ночь проверять, всё ли готово. Но это тоже очень ценный опыт, и я благодарен за него Господу.

Беседовала Зоя Жалнина

Заглавное фото: Епископ Клеменс Пиккель и о. Диогенес Уркиза IVE. Ок. 2000 г.

Читать в формате PDF

Рубрика: Лица. Голоса. Пути., Наши храмы

Автор: