Блаж. Алексей Зарицкий: «Радость присутствия Христа Воскресшего»

Solus cum Deo solo

Блаж. Алексей Зарицкий родился в 1912 г. в Бильче (ныне Львовская область, Украина). В 1936 г. был рукоположен митрополитом в священники. Арестован советскими властями в 1948 г., осуждён на 8 лет лишения свободы. В 1954 г. сослан в Караганду. Вёл широкую миссионерскую деятельность среди католиков как византийского, так и латинского обряда; посещал также Поволжье. Назначен апостольским администратором Казахстана и Сибири. В 1962 г. вновь арестован, приговорён к 2 годам лишения свободы. 30 октября 1963 года умер в лагере Долинка под Карагандой. Причислен к лику блаженных в 2001 г. Папой Иоанном Павлом II.

На протяжении многих лет моего служения в Казахстане, я встречал и встречаю разных людей. Кто-то здесь жил, а потом переехал в другую страну. Кто-то посещает Казахстан как турист. И у всех этих людей складываются разные впечатления по поводу этой страны, этой земли. Кто-то в восторге от размаха новой столицы. Кто-то потрясён величием Большой степи. Кто-то восхищается красотой гор вблизи Алматы. Кто-то в восторге от невероятно-сильных морозов зимой. У каждого собственные впечатления, свой особенный опыт. У каждого свои воспоминания: места, точки и люди, которыми восхищаются; встречи, факты, события, которых не понимают. Но что я хочу выделить особо: у каждого из них свой опыт, свои личные впечатления. Точно так же и у меня.

Когда я приехал в Казахстан в 1994 году, будучи диаконом, я не ожидал, что эта земля станет для меня второй Родиной. Сейчас я думаю, что Казахстан становится первым выбором моего сердца. И если бы кто-нибудь спросил меня, чем для меня является Казахстан, то отвечу (помимо того, что соглашусь со всеми, кто утверждает, что это красивая и большая страна): для меня Казахстан является местом, где Бог подарил мне встречи с людьми, пример жизни которых меня буквально очаровал и заставил отказаться от некоторых привычек. Пример этих людей был настолько ярким, что я где-то пытаюсь воспользоваться опытом важных для меня людей для того, чтобы принимать более верные решения в моей жизни, неся и далее служение на этой земле.

Первым человеком, с которым я встретился в Казахстане и который заставил меня задуматься над тем, где я нахожусь, был о. Отто Мессмер. Но я хотел бы обратить внимание на другой факт. Я попал на первую службу в довольно старый приход в Макинске в Северном Казахстане. Там в ризнице я встретил «семинариста в возрасте бывалого священника» – о. Вацлава Поплавского. Я был очень сильно удивлён, что человек в таком возрасте ещё не священник, а только готовится стать священником. После Святой Мессы он рассказал мне много разных историй. Но особенно впечатлили меня его слова о том, что в Казахстане, практически каждый мирянин, который осознанно исповедовал веру в Христа, был героем своего времени. Каждый священник и каждая монахиня, которые были верны Христу, в каком-то смысле были героями. Хотя Церковь выделила только некоторых. Я тогда не знал, что среди «выделенных» будут блаж. Алексей Зарицкий, блаж. Владислав Буковинский, Гертруда Детцель. Но слова Вацлава заставили меня задуматься, что я нахожусь в стране, живу рядом с людьми, которые за верность Христу отдали очень много, а порой и всё – всю свою жизнь. Некоторые из этих людей ещё живы, а некоторые ушли в вечность.

Это был первый момент: Вацлав Поплавский, который ежегодно в течение 20-ти лет просил у властей разрешения на поступление в Духовную семинарию, так «наточил мой внутренний карандаш» чтобы, смотря на Казахстан и живя в нём, с глубоким уважением к прошлому и к предшествовавшим нам свидетелям веры, я смог «рисовать карту своей жизни» здесь так, чтобы она была не бессмысленным блужданием, а радостным следованием за Христом и для Христа.

Спустя какое-то время, на очередной встрече для священников в Караганде, один из моих друзей предложил посетить Долинку. Тогда там ещё не было музея, не было так ярко выделено место для воспоминаний о том, что там происходило.

*В 1930—1950-е годы в Советском Союзе осуществлялись массовые политические репрессии. ГУЛаг (Главное Управление Лагерей, г. Москва) имел повсюду в СССР сеть ИТЛ — исправительно-трудовых лагерей. Крупнейшим его филиалом был КарЛАГ с центром в п. Долинка, где располагалось Управление КарИТЛ, влиявшее на всю систему лагерей Казахстана.

Музей Карлага был создан согласно поручению Президента Республики Казахстан, распоряжением акима области от 24 февраля 2001 года, решением акима города Шахтинска от 30 ноября 2001 года. Музей размещается в бывшем здании Управления лагерей Карлага.

Всё это привело меня тогда в Долинку. Я оказался на её окраине, на так называемом «Мамочкином» кладбище. Это небольшая часть огромного кладбища, которую удалось сохранить. Бродя по кладбищу, я столкнулся с памятником Алексею Зарицкому. Кто-то из присутствующих сказал мне, что его тело уже перевезли на другое место захоронения на Украине. А кто-то добавил: это был наш священник, один из многих, кто в то время за свою верность Господу пережил огромные трудности и испытания. Это было моё первое столкновение с личностью Алексея Зарицкого, которое вызвало определённое любопытство: кто же это такой, если в другой стране люди собирают деньги и прикладывают столько усилий, чтобы перевезти его останки на родину? Многие его соотечественники умерли в Казахстане. И никто не перевозил их тела отсюда. Почему именно его? Кто он?

*Официально кладбище закрыли в начале 1960-х годов и только в 2003 году ему присвоили статус мемориального комплекса, на территории которого ежегодно проводятся мероприятия в память об Алексее Зарицком.

Моё любопытство было замечено Богом, и Он постепенно стал открывать для меня личность Алексея Зарицкого – так, что со временем он стал самым главным героем в моей духовной жизни. Самым ярким примером, на который я с тех пор ориентируюсь. Другом, о заступничестве которого прошу, когда нахожусь в разных ситуациях жизни.

Прошло время, и я снова оказался в Караганде на духовной встрече для священников. В тот раз эти Духовные упражнения проводил нынешний вспомогательный епископ в Астане, Атаназиус Шнайдер. Кроме многих высказываний, он дал свидетельство о жизни Зарицкого. Именно этот священник посетил его родную семью в Кыргызстане. Рассказал он и как, благодаря набожности и чувствительности мамы и маминой сестры, удалось спасти его от очередного заключения. Зарицкий посещал верующие семьи в этих отдалённых местах, чтобы поддержать их веру. И в этот момент Зарицкий предстал перед моим внутренним взором, как тот, кто не боялся отдать всё ради Христа. Он переезжал с места на место, несмотря на угрозу ареста и наказания, рискуя собственной жизнью, ради того, чтобы другие могли жить со Христом. Свидетельство еп. Атаназиуса ещё больше разожгло моё любопытство.

И когда я подумал, что это любопытство переполняет меня, и в уме уже родились вопросы, которые я не успел произнести вслух, еп. Атаназиус рассказал ещё одну историю. Незадолго до смерти в Долинке Алексей Зарицкий написал письмо своим друзьям на немецком языке. И это письмо оказалось в Германии. В оригинале оно хранится у еп. Атаназиуса. У меня была ксерокопия. Кроме многого другого там были слова, которые стали для меня «заветом о. Зарицкого», который заставляет меня порой делать всё, чтобы разогревать дар призвания, молиться о преумножении веры и приложить все усилия, чтобы везде там, где служу, быть в присутствии Иисуса Христа. Пребывая в Долинке, в одном из самых страшных лагерей, он пишет: «Хотя я окружён людьми с очень озлобленными лицами, с которыми мне не о чем говорить ни на одну тему, моё сердце всё равно испытывает невероятную радость от присутствия Христа Воскресшего, которое я постоянно ощущаю». Эти слова буквально потрясли меня.

Мы порой приходим на молитву, служим Святую Мессу, проповедуем, да и – в первую очередь – живём без Иисуса. А Зарицкий, пребывая в таком страшном месте, варясь в котле зла, умудряется находить счастье. И он черпает это счастье прямо из источника, из присутствия живого Бога. Я был потрясён его словами тогда, и с тех пор постоянно к ним возвращаюсь. И когда только могу, если рассказываю об о. Алексее Зарицком, всегда пытаюсь повторять эти слова. Чтобы помогать верующим (и не только им) осознать, Кто является истинным источником счастья, и о чём нам в этой жизни нужно заботиться.

В тот период моей жизни, о котором я говорю, в Католической Церкви в Казахстане ещё не было разделения на Епархии. Нашим «Римом», центром церковной жизни, естественно, была Караганда. Не хочу обидеть жителей Караганды, но когда я заезжал в город со стороны Майкудука, никогда во мне не загоралось любопытства и желания там жить. Караганда не открывалась передо мною как город, привлекательный внешне. Хотя я всегда встречал там прекрасных и добрых людей. Спустя некоторое время я познакомился со священниками греко-католиками, с о. Василем Гаверой, с о. Иваном Чижиком. Они и другие собратья рассказывали о тех, кто раньше служил в Казахстане. Но уже тогда я искал как можно больше информации именно о Зарицком.

Позднее, когда я стал духовным воспитателем в Духовной семинарии в Караганде, Господь подарил мне великую радость. В то время на въезде в Пришахтинск построили храм, в левой части которого был образ и мощи блаж. Алексея Зарицкого. Думаю, это была инициатива еп. Атаназиуса Шнайдера. Этот храм в Пришахтинске, — именно через такое присутствие в нем блаженного и через молитву о его заступничестве, — стал для меня самым любимым после старой Базилики Святого Иосифа в Майкудуке. Я часто приезжал туда один – хотя бы на несколько минут. Потом мы регулярно посещали его вместе с семинаристами. Это был выбор моего сердца. Тогда я уже всё больше понимал, что для молодых семинаристов нужны примеры. А как раз жизнь и служение Зарицкого, как и Буковинского, – были идеальными примерами того, что, даже если у тебя нет храма, даже, если твоё окружение не разделяет твоих духовных потребностей, всё равно ты можешь быть счастлив в единении со Христом. И те, кому ты служишь, могут обрести это счастье пребывания со Христом.

Тогда в новом Кафедральном Соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов в Караганде, благодаря усилиям о. Василя Гаверы и многих других людей, была проведена научная конференция, посвящённая блаж. Алексею Зарицкому. Вместе с семинаристами мы участвовали в программе конференции с раннего утра до позднего вечера, слушали свидетельства и доклады людей из разных стран: священников, монахинь, мирян. Тогда я, услышав о подробностях из жизни блаж. Алексея Зарицкого, понял, что именно он будет моим тихим покровителем для служения в Казахстане. В тот раз меня потрясло такое свидетельство. Когда он жил недалеко от храма, то даже когда онзанимался чем-то по дому, а что-то происходило в храме, – всегда участвовал в этом издали.

Единственным его имуществом была только одежда, которую он носил. Однажды он пошёл на рынок, чтобы купить какие-то вещи для себя. Но вернулся в ещё более бедственном положении: мало того, что он ничего не купил, – он отдал все деньги и даже часть одежды, которая была на нём, потому что увидел тех, чья нужда больше.

Он заходил к людям в дома (независимо от вероисповедания и национальности), видел их нужды. И потом, ничего не говоря, организовывал поддержку для них. Люди видели конкретный ответ на их нужды. Зарицкий действовал как «десница Божьего Провидения». Тогда же я узнал, что у него не было прописки, то есть он жил, постоянно рискуя, и всё же ездил в очень отдалённые места, в другие республики Советского Союза. Он переезжал из республики в республику, из города в город, из посёлка в посёлок. Искал верующих людей, чтобы уделить им Таинства, которых они ожидали десятилетиями.

Семинаристы, да и многие другие участники той конференции, смотрели на Зарицкого, как на «одного из многих» – в том ключе, в котором о них говорил о. Вацлав Поплавский. Но для меня он стал кем-то единственным. Когда я стал ректором Духовной семинарии, мы делали ремонт часовни и устанавливали витражи в окнах. Решено было, что в витражах будут покровители Духовной семинарии и покровители каждой из Казахстанских епархий. И у многих моих коллег и семинаристов вызвало удивление, когда я решил, что на одном из витражей будет изображён блаж. Алексей Зарицкий – как раз у той скамьи в заднем ряду, где было место ректора. В своих беседах с семинаристами о пастырском служении, о том, как священник подражает Христу – Доброму Пастырю, я, в первую очередь, указывал пример блаж. Алексея Зарицкого.

К огромной моей радости, и в главном алтаре нового Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов, была установлена скульптура блаж. Алексея Зарицкого.

Все эти места встреч с Зарицким: Долинка, «Мамочкино» кладбище, Пришахтинск, Духовная семинария и новый Кафедральный Собор – остаются для меня «паломническими». Сюда я прихожу, чтобы просить его заступнической молитвы обо мне, просить у Бога сил следовать примеру блаж. Алексея в моём священническом служении и быть полезным для людей и для Церкви, которым служу.

В заключение, повторю слова блаженного: «Хотя я окружён людьми с очень озлобленными лицами, с которыми мне не о чем говорить ни на одну тему, моё сердце всё равно испытывает невероятную радость от присутствия Христа Воскресшего, которое я постоянно ощущаю». Эти слова и сегодня заставляют меня задуматься, как в тот раз, когда я их услышал впервые. И побуждают меня молиться и просить о заступничестве блаж. Алексея Зарицкого, к чему хочу пригласить и читателей.

О. Пётр Пытлованы, Казахстан

Фото 1: Статуя блаж. Алексея Зарицкого в приходе Воздвижения Святого Креста в Пришахтинске (Караганда). Фотограф о. Павел Мартыниук.

Фото 2: Отец Алексей Зарицкий с семьёй католиков во время одной из пастырских поездок.

Фото 3 и 4: Здание музея Карлага и одна из экспозиций музея. Пос. Долинка, Казахстан. Фотограф Яков Фёдоров, 28.09.2013 г.

Фото 5: Интерьер храма Воздвижения Святого Креста в Пришахтинске (Караганда). Слева статуя блаж. Алексея Зарицкого. Фотограф о. Павел Мартыниук.

Фото 6: Межъепархиальная Высшая Духовная Семинария «Мария — Матерь Церкви» в Майкудуке (Караганда).

Фото 7: Распятие в главном алтаре Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов в Караганде. Слева от Распятия статуя блаж. Алексея Зарицкого. Фотограф с. Марина Мергенова SJE.

Фото 8: Витраж с изображением блаж. Алексея Зарицкого в часовне католической семинарии в Караганде. Фотограф о. Руслан Рахимберлинов.

Рубрика: Будьте святы

Автор: