Блаженный Владислав Буковинский: Святость возможна независимо от места и времени, в которых мы живем

Восхвалять, благословлять, проповедовать.

Когда я был еще молодым священником в Польше, мне в руки попала книга «Бремя» (Brzemię). Так я познакомился с о. Владиславом Буковинским. История в книге была для меня тем более интересной, что автором был племянник о. Владислава, и я лично встречал его в детстве. Я тогда и подумать не мог, что буду служить в тех местах, о которых я читал, а во время беатификации о. Буковинского буду отвечать за литургию как церемониарий.

Историческая справка

Владислав Буковинский родился 22 декабря 1904 года (по старому стилю) в Бердичеве, недалеко от Киева, на территории Российской Империи. Отец был поляком, а мать происходила из итальянской семьи, переехавшей в Польшу несколько поколений ранее. Умерла она в 1918 году, и отец снова женился.

В 1920 году семья переезжает на территорию Польши, так начинается Краковская часть жизни молодого Владислава. В 1921 году он поступает на юридический факультет Ягеллонского Университета. Время учебы использует активно, включается в работу разных студенческих организаций. Учебу он соединял с работой в редакции журнала «Время», и завершил юридическое образование в 1926 году, получив степень магистра. В этот период Владислав открывал также свое призвание к священническому служению. Сразу после получения диплома он поступает в духовную семинарию и начинает в том же университете изучать богословие.

28 июня 1931 года Владислав Буковинский принял рукоположение в священники. Первые четыре года он служил как священник и катехизатор на известном курорте Рабка. Потом еще один год – как викарный священник в г. Суха. Уже в это время он заявлял о своем желании служить на востоке Польши, ближе к тем местам, где родился, и с которыми у него всегда оставалась какая-то особая связь. В 1936 году, получив разрешение своего епископа, он переезжает в Луцк. Там онпреподает в духовной семинарии, служит в церковных организациях и работает в редакции католического журнала «Сплоченность».

Как раз там, в Луцке, его встречает начало Второй Мировой Войны. Именно этот момент был очень важным. Чтобы продолжить служение в качестве обычного приходского священника, о. Владислав решается на инкардинацию в Луцкую епархию. (Инкардинация – это юридическая принадлежность священника к какой-то церковной структуре. Согласно церковным законам того времени, настоятелем прихода мог быть только священник, инкардированый в эту епархию). Осенью 1939 года о. Буковинский стал настоятелем кафедрального собора в Луцке. А уже 22 августа 1940 года о. Владислав впервые попадает в тюрьму. В июне 1941 года в месте с другими заключенными о. Владислав подвергся расстрелу… но чудом избежал смерти, не получив даже ранения, ни одна пуля не задела его. Лежа во дворе тюрьмы под телами убитых, он давал отпущение грехов своим соседям. После этого он, будто ничего не случилось, продолжил служение как настоятель собора.

Ночью с 3 на 4 января 1945 года о. Владислав снова был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Первые 5 лет провел на Урале, работая на вырубке леса. Вторую часть срока он провел в Джезказгане на работах в медных шахтах. После освобождения был сослан в Караганду. Там он начал очень активно заниматься душепастырством. Особенно после того, когда в июне 1955 года отказался от возвращения в Польшу и принял гражданство СССР. За свою религиозную деятельность о. Владислав был арестован в третий раз и приговорен к трем годам лишения свободы.

После этих событий он вернулся в Караганду, где и продолжил свою деятельность. О. Владислав не ограничивал своего служения только центральным Казахстаном. Он совершал «миссионерские поездки» в Таджикистан, в Актюбинск, Алма-Аты и Семипалатинск. Во время служения в Караганде о. Буковинский многократно бывал на Украине и три раза посещал Польшу.

Согласно своему желанию, которое о. Владислав озвучивал многократно, он похоронен в Караганде, где умер 3 декабря 1974 года.

Уникальность о. Владислава

Много было таких служителей, как о. Владислав Буковинский. История его жизни похожа на жизнь других священников, можно вспомнить хотя бы его друзей, о. Качиньского, о. Джепецкого. В чем же тогда особенность о. Буковинского? Как случилось, что именно он был провозглашен блаженным? Далее я расскажу об особенных причинах, которые для меня лично являются признаком его святости. Кто-то другой мог бы указать и на иные моменты, но ведь личное восприятие иногда значит для нас больше, чем объективные факты.

Отвага

Читая «Воспоминания» Буковинского, я не обнаруживаю у автора страха. О. Владислав переживал, но во всем замечал Божие провидение. Само решение оставить свою епархию, чтобы уехать куда-то на восток, было первым признаком его отваги. Оставив родных, друзей, он уезжает в неизвестность. Когда начинается война, он не убегает из Луцка, а продолжает свое служение. Даже после освобождения, когда красная армия вновь заняла эти территории, он, зная к чему это может привести, остается. В лагерях, несмотря на запреты и наказания, он служил людям как священник. Несмотря на усталость после целого дня лагерных работ, по ночам он находил силы, чтобы говорить о Боге и помогать тем, кто был рядом.

Особым событием было желание остаться в Караганде, несмотря на возможность уехать. Он понимал, что люди нуждаются в его служении, и был готов его исполнить. И хотя обязанностей и так было много, он не боялся ехать далеко в Таджикистан и в другие места, где – как узнавал – люди многие годы не видели священника и не имели возможности приступать к таинствам. Его отвага проявлялась особенно в общении с государственными властями. Поражает история, как на пути из Таджикистана в Караганду у него отобрали деньги, которые собрали верующие, когда он их посещал. О. Владислав после возвращения в Караганду без страха написал заявление в милицию на тех сотрудников, которые отобрали деньги в качестве «налога».

Во время суда, после ареста в 1958 году, о. Буковинский отказался от адвоката и сам защищал себя. Благодаря юридическому образованию и смелости, защитная речь произвела на суде впечатление, и о. Владислав получил «только» три года лишения свободы.

Всегда видеть добро

После решения суда о. Буковинский был не очень доволен. Переживал, что получил срок только три года, а его друзья, о. Качиньский и о. Джепецкий, будут «хвастаться», что сидели больше, чем он. Поражает чувство юмора в такой ситуации. Но наш блаженный всегда видел добро, как будто зла для него не существовало. Однажды, проезжая зимой на повозке с сеном, недалеко от Алма-Аты, он восхищался видом гор и благодарил Бога за то, что может здесь быть. Как бы не замечая того, что, если власти узнают, что он – священник и едет к людям служить таинства, а в сене спрятаны его литургические принадлежности, то его снова арестуют.

Однажды, еще в лагере на Урале, ночью возвращаясь в свой барак после того, как исповедовал человека, он был пойман и побит солдатом. В первую минуту он подумал, –как Бог мог это допустить? Он же служит как священник, а его за это еще и наказывают…Но он сразу же смирился и начал благодарить Бога. Ночью из бараков было запрещено выходить, и этот солдат мог отправить его в карцер на три дня, а он его только побил и отпустил. Осознав, как ему «повезло»,о. Владислав даже испытал благодарность, что все так «благополучно»закончилось.

Способность разговаривать

Одним из просто великолепных качеств о. Владислава была способность разговаривать с людьми других взглядов. Что еще важнее – это были не просто слова, а диалог, который приводил к делам. Только он мог решить организовать доклады об истории Польши, философии и о многом другом среди заключенных в лагере. Несмотря на то, что среди заключенных были христиане разных конфессий, мусульмане и представители других религий, у них получалось сохранять мир. Можно даже найти примеры разных практических решений и договоренностей, которые получилось выработать среди заключенных, благодаря способностям о. Владислава. В подтверждение приведу только одно сравнение. В Джезказгане было три отделения Степлага, в одном из них в 1954 году произошло кровавое «Кенгирское восстание». О. Буковинский был во втором отделении, где все обстояло настолько более благополучно – если можно так говорить о жизни в лагерях – что его освободили на несколько месяцев раньше срока за хорошее поведение.

Постоянство

Есть такие моменты в жизни блаженного, на которые можно посмотреть только как на проявление великой веры. Несомненно, таким событием была его смерть в Караганде. Он не просто умер в этом городе. Он хотел умереть в этом месте, осознавая, что даже могила священника может продолжать его миссию. Незадолго до смерти он посещал родных в Польше, которые уговаривали его не возвращаться в Казахстан. Его болезнь сильно обострилась в это время. За несколько месяцев до смерти о. Владислав побывал на лечении на Украине, – и оттуда тоже, несмотря на то, что его состояние ухудшается, хотел вернуться в Караганду.

Не только в смерти, но во всем своем служении он руководствовался верой, следовал туда, куда она звала.

Сегодня

При жизни о. Владислав три раза был лишен свободы, после смерти его похоронили четыре раза. Первым местом захоронения было кладбище «Дальний парк». После распада СССР останки о. Буковинского были перенесены к стенам храма Святого Иосифа на Майкудуке (Караганда), о котором он так мечтал. После начала процесса беатификации останки были перенесены внутрь храма. А после беатификации в 2016 году саркофаг с его мощами был помещен в алтаре в крипте Нового Собора в Караганде. Это только дополняет картину особенностей нашего Блаженного.

Епископ карагандинский Аделио дель Оро сказал: «Провозглашение о. Владислава Буковинского блаженным является доказательством того, что, живя в Караганде, можно стать святым. Смотря на обстоятельства, в которых пришлось жить и служить о. Владиславу, мы можем понять, что святость возможна независимо от места и времени, в которых мы живем».

о. Павел Мартыниук, Караганда (Пришахтинск)

Фото 1: о. Владислав Буковинский. Фото до 1945 г.

Фото 2: о. Владислав Буковинский в разные периоды жизни, триптих

Фото 3. о. Владислав Буковинский. Дата и место фотографии неизвестны

Фото 4: Похороны о. Буковинского. Караганда, декабрь 1973 г.

Фото 5: Могила о. Владислава на кладбище в Караганде. Середина 1970-х. Слева Флора Штивих

Фото 6: Перезахоронение тела у стен Собора Святого Иосифа в Майкудуке. Караганда, 1990-е. На фото: с. Флора Штивих SJE

Фото 7: Алтарь и саркофаг бл. Владислава Буковинского в крипте Кафедрального Собора в Караганде. Фото с. Марины Мергеновой SJE

Фото 8: Алтарь бл. Владислава Буковинского (с саркофагом) в крипте Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов. Караганда, 26.03.2023 г. Фото с. Марины Мергеновой SJE

 

Рубрика: Будьте святы

Автор: