Вера как добродетель
Laudare, Benedicere, Praedicare
«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом»
Евр 11, 1
«Вера – это осознанная, добровольная и стойкая
приверженность тому, что человек считает истинным»
Какой-то чат в Интернете
Здравствуйте, мой уважаемый читатель!
Наша прошлая встреча на страницах «Климента» закончилась утверждением, что человек приближается к осуществлению своего предназначения – достижению святости, упражняясь в добродетелях. А значит, упражняясь и в вере как одной из добродетелей.
Вера как выбор
Когда речь заходит о вере, почти автоматически предполагается «вера в Бога». Вам ведь, наверное, тоже приходилось слышать (и задавать) вопрос: «А Вы (он, она, они) верующий?» И, чаще всего не уточняется: верующий во что/чему или в кого/кому.
Но давайте обратимся к авторитетному источнику и посмотрим, какое определение вере дано в Библии: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1). И дальше вся эта глава Послания к Евреям представляет собой, по сути дела, перечисление великих примеров веры в отношениях людей с Богом: Авеля, Ноя, Авраама и Сарры, Исаака, Иосифа, Моисея, Раав…
Но постойте, разве это определение: «уверенность в невидимом» – не относится и к гораздо более приземленным вещам, чем отношения с Богом?!
Например, Вы, оказавшись, в незнакомом городе спрашиваете человека на автобусной остановке, как проехать к католическому храму, и он (или она) говорит: «Садитесь на 65-й автобус и езжайте до остановки «Храм». Что Вы сделаете? Скорее всего дождетесь автобуса с надписью «65», сядете и поедете.
Но откуда вы знаете, что человек, которого вы спросили, 1) знает, где находится католический храм; 2) знает, какой автобус туда идет; 3) не хочет вас обмануть или подшутить над вами и т.д., и т.п. А когда подошел автобус, откуда вы знаете, что надпись «65» на нем это не ошибка, и не чей-то розыгрыш? Что направление 65-го маршрута не изменилось, и он по-прежнему идет к католическому храму? Что водитель автобуса достаточно хорошо знает маршрут и доведет автобус до нужной Вам остановки? Вся эта необходимая информация – и ещё много другой, невидима для Вас, т.е. Вы всего этого не можете знать по объективным причинам: это незнакомый город, незнакомый человек; на этом автобусе Вы никогда не ездили и этого водителя видите впервые в жизни.
Таких ситуаций отсутствия достаточного знания о жизненно важных вещах у любого человека бесчисленное множество. Ежедневно. Грех Адама лишил нас прямого доступа к пониманию сути вещей… И что нам остается, кроме того, чтобы довериться «невидимому» для нас, и надеяться на то, что ожидаемое нами осуществится! А это и значит – принять на веру, проявить веру, поверить, довериться.
Пример с автобусом очень простой. В нем, по существу, есть только два варианта: поверить и поехать, либо не поверить и остаться там, где находитесь. Но очень часто выбор, который перед нами стоит, гораздо сложнее: разные голоса с разных сторон забрасывают нас разными мнениями и предложениями. Только о немногих из этих голосов, мнений и предложений у нас есть хоть какое-то частичное знание. Кое-что мы можем чуть больше исследовать, чтобы получить дополнительные сведения. Наше знание, каким бы впечатляющим оно ни казалось, всегда остаётся частичным, а значит всё, что лежит за пределами этих фрагментов, остаётся «невидимым» для нашего взгляда и разума, и это вынуждает нас прибегать к вере, даже если мы не отдаём себе в этом отчёта.
Тогда в чем же, позвольте спросить, заключается эта пресловутая человеческая «свобода выбора»?Мы свободны выбирать, во что и кому верить. И свободны использовать свой разум, делая этот выбор.
В Книге Второзакония (см. особенно главы 29 и 30) описан момент радикального выбора, предложенного Богом целому народу. После выхода из рабства в Египте, сорока лет странствия по пустыне и получения Закона Избранному Народу предстоит переход через Иордан и начало новой жизни. Моисей собирает весь народ, напоминает им Закон, выполнение которого является условием Завета, который Бог заключил с ними раньше, при горе Хорив. Суть этих условий выражена в коротком призыве: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор 6, 5), к чему Иисус в своё время добавит ещё более лаконичное «… и ближнего своего как самого себя» (Лк 10, 27).Моисей перечисляет разные требования и правила Закона, и как рефрен снова и снова повторяет выраженную разными оборотами мысль: «чтобы хорошо тебе было» (Втор 4,40; 5,16; 5,29; 6,3; 6,24; 10,13; 22,7 и др.).
Завершается это перечисление драматически сформулированным выбором, который ставит перед народом Сам Бог: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё»(Втор 30, 19). Смысл этого выбора: «Доверься Мне и будешь жить, доверишься не Мне – погибнешь». Вот, так однозначно.
Могли ли израильтяне знать, что встретит их в Земле обетованной? Мог ли каждый и каждая из них знать, через что и с каким результатом им предстоит пройти? Нет, они не могли этого знать, как не можем знать и мы, что ожидает в будущем нас. Они, как и мы, могли предполагать и надеяться, но знать не могли. И в этих обстоятельствах Бог через Моисея предложил им: «Доверьтесь Мне, делайте то, что Я вам говорю и вам будет хорошо».
Были ли у них тогда другие «предложения», кому и чему доверится? Да, были. Кто-то живо помнил рассказы о могущественных богах Египта, кто-то самозабвенно восторгался силой войск окружавших их народов и хотел, обладать такой же властью; кто-то полагался на свою сметливость и власть золота; кто-то вспоминал восхитительные удовольствия и в них хотел бы забыться от всех трудностей и неприятностей жизни…
Мы знаем, о каком своём выборе заявил Избранный Народ, когда новый вождь – Иисус Навин, перевёл его через Иордан: «И сказал народ Иисусу [Навину]: …, мы Господу будем служить» (Ис Нав 24, 21).
И мы знаем, сколько раз он отказывался от этого выбора и «ходил вслед иных богов» (Втор 28, 14), отворачиваясь от Того, с Кем вступили в Завет… Так что вера – это не одноразовое решение на все времена, не единичный волевой акт, результаты которого неизменны и неотменяемы. А значит вера требует подтверждения каждый раз, когда возникает выбор. В вере нам приходится упражняться.
Необходимость упражнения
В чем только мы не упражняемся на протяжении жизни! Сразу после рождения упражняемся в «добывании» себе еды из материнской груди, а после года– с ложки и из чашки… Дальше – больше! Появляются вилки, ножи и салфетки, разномастные тарелки, чашки, бокалы и прочие странные приспособления, особенно, если обед сервирован для королевских особ, и вы приглашены… Сколько же умений нужно натренировать, чтобы просто есть по-человечески!
А ведь ещё нужно научиться одеваться, включать и выключать свет, завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, накладывать, а потом и готовить еду, упаковывать вещи в сумку, пользоваться зубной щеткой, пылесосом, молотком, иголкой, компьютером, телефоном, токарным станком, лазерным скальпелем, … Ну, в общем вы поняли. И это только обращение с вещами!
А ведь есть ещё и люди, с которыми нужно взаимодействовать, причем желательно так, чтобы это было приятно и полезно всем, так сказать, «заинтересованным сторонам». Сколько лет упражнений нам требуется научиться говорить на одном только родном языке! Не говоря уже об иностранных… А чтение?! А письмо?! И если говорить, читать и писать нас, обычно, учат целенаправленно, то слушание нам приходится осваивать самостоятельно, и наши «достижения» здесь зависят только от нашей доброй воли и упражнения в слушании. Если судить по количеству конфликтов и того недовольства друг другом, которое нагружает нашу жизнь, большинство из нас упражняется в слушании явно недостаточно.
А достаточно ли мы упражняемся в вере?
С того события, когда Бог поставил Свой Народ перед драматически сформулированным выбором, прошли тысячи лет… Но и мы встаём перед тем же выбором, что древние израильтяне. Может не столь радикально, но зато ежедневно: кому довериться в ситуации, когда столкнулся с выбором, а не знаешь, чем обернётся в будущем тот или другой вариант. И так ли принципиально отличаются варианты, и которых выбираем мы, от тех, из которых выбирали они?
Бог говорит: «Не ворожите и не гадайте»(Лев 19, 26).Но вот, от дорогого мне человека нет вестей, и я схожу с ума от беспокойства. А тут подружка приносит рекламу «ясновидящей в пятом поколении Эльвиры» и рассказывает, как та «помогла решить проблему». На кого я положусь в своём беспокойстве – на Бога или на «ясновидящую»?
Бог говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев 19, 11). Я обнаружил, что продавщица дала мне сдачу не с пятисот рублей, а с пяти тысяч. К кому я прислушаюсь: в Богу или к тому сладкому голосу, который нашёптывает: «Она сама виновата. Это ей на пользу – в следующий раз внимательнее будет… А тебе так кстати эти деньги. Может это Бог так о тебе позаботился»?
Бог говорит: «Благословляйте проклинающих вас, … благотворите ненавидящим вас» (Мф 5, 44) Но у меня сердце горит от обиды, и я вообще не могу воспринимать как человека того, кто так со мной обошёлся: обругал в трамвае, украл кошелёк, нажаловался начальнику, занял место на парковке, прилюдно назвал «придурком», высмеял мою лучшую фотку ВКонтакте и т.д., и т.п.. За каким голосом я пойду: за голосом Бога или за голосом своего гнева, к тому же поддержанного окружающими: «Задай этой/этому….., чтоб неповадно было так с тобой обращаться!»
Бог говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14, 27). Но я обеспокоена, у меня бессонница из-за тревожных мыслей и переживаний… Куда я обращусь за утешением и успокоением в надежде наконец заснуть: возьму в руки розарий или начну листать Ютуб, гонять цветные шарики на экране, зависну в сериале?
Каждый такой выбор и есть упражнение в добродетели веры. Человеческая природа так устроена, что первые попытки упражнения в чём бы то ни было достаются нам большими усилиями, а на достижение первых результатов часто требуется много времени. Но, чем больше мы упражняемся, тем легче нам дается каждый следующий выбор, и тем более сложные и трудные выборы становятся нам под силу. Так и упражнение в вере приводит к тому, что каждый выбор, сделанный в пользу веры делает следующий выбор всё более непринужденным, а саму веру всё более ясной, надежной и стойкой.
К сожалению, упражнение приносит плоды не только в добром и полезном, но и во вредном и злом. Первый обман: какая-то мелочь про прогулянный урок, а сердце колотится и уши горят, и не знаешь, куда спрятаться, даже если тебя не поймали на вранье. Но стоит поупражняться, и вот, врёшь уже без зазрения совести, не считаясь с последствиями, изворачиваясь и нагромождая одну ложь на другую… Первая сигарета: во рту горько, голова кружится, в животе так противно, что тебя вот-вот вывернет наизнанку. Но стоит поупражняться, и вот ты уже с понтом рассуждаешь о достоинствах «Мальборо» по сравнению с «Примой», раздражаешься, что в кафе курить нельзя и не можешь ни дня прожить без сигареты… Первая кража: всего лишь ластик или игрушечная машинка, а страшно и стыдно, и потом жалко того, у кого ты это украл, ведь ты же не знал, что этот ластик купили в магазине для настоящих художников, и это не просто ластик, а воплощение мечты… Но стоит поупражняться, и вот ты уже ловко вскрываешь замок чужого мерседеса или подписываешь липовые банковские документы на миллионы рублей…
Упражнение – это всегда вкладывание времени и усилий – физических, душевных и духовных. От того, во что именно мы вкладываем свои усилия, зависит то, какие плоды они принесут: упражняясь в вере Богу можем пожать святость, упражняясь в вере кому и чему угодно другому – пожнём ___________. Сами, уважаемый читатель, подставьте подходящее Вам слово или слова.
Какие слово использовал Бог, мы знаем: «смерть и проклятие» (Втор, 30, 19).
Выбор – за мной, и за Вами, уважаемый читатель.
Наталья Проскурина, к.б.н.
консультант психологической помощи
Рубрика: Без рубрики, Тема номера