Добродетели — плод осознанного применения свободы: введение в нравственные добродетели

Ad maiorem Dei gloriam

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4,8).

Дорогие читатели!

В предыдущих публикациях мы исследовали природу сверхъестественных добродетелей — тех духовных даров, что нисходят к человеку напрямую от Бога, без участия его воли. Теперь же обратимся к созерцанию нравственных добродетелей, именуемых также человеческими. Эти добродетели дарованы нам Творцом в виде «семян», которые предстоит взращивать через осознанные усилия, воспитывая в себе благородные привычки и укрепляя волю. Однако важно помнить: даже в этом труде самосовершенствования мы не остаёмся одиноки. Как лоза не принесёт плода без живительного света, так и человеческое устремление к добру обретает силу лишь при поддержке Божественной благодати, незримо питающей каждое благое начинание.

Обратимся к истокам понятия «добродетель» (от лат. virtus, восходящему к греческой areté — «совершенство»). Под этим словом подразумеваются благородные, укоренённые свойства человеческой природы, которые, оттачивая разум и закаляя волю, направляют человека к познанию истины и совершению благородных деяний. Чем усерднее человек взращивает эти качества, тем ярче раскрывается в нём божественный замысел — обретая в этом процессе всё большую внутреннюю свободу и духовную радость, он приближается к полноте своего призвания: земного и небесного (сверхъестественного). Недаром святитель Григорий Нисский наставляет: «Цель добродетельной жизни — уподобиться Творцу, ибо лишь в этом зеркале душа обретает подлинный лик» (Св. Григорий Нисский, т. 1).

Аллегория кардинальных добродетелей. Слева, альт: Благоразумие; бас: Справедливость; справа, альт: Мужество; бас: Воздержанность. Museo del palazzo comunale. Фотограф: Mongolo1984.

Что такое нравственные или человеческие добродетели?

Человеческие добродетели — это устойчивое отношение души, стабильное расположение, постоянное совершенство разума и воли. Они направляют поступки, усмиряют страсти и руководят поведением, соответствующим разуму и вере. Эти качества дарят человеку лёгкость, самообладание и радость, чтобы вести жизнь, соответствующую нравственному идеалу. Добродетельный человек — тот, кто творит добро, руководствуясь свободным выбором. Нравственные добродетели не даруются свыше, но приобретаются человеческими силами — они рождаются из нравственно благих действий, как семена, прорастающие в плоды. Их суть — располагать все силы человека к общению с божественной любовью.  «Они — и семя, и плод: начало пути и его свершение» (ККЦ 1803, 1804).

Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Благоразумие», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.

Главные человеческие добродетели

Классическая система моральных добродетелей выделяет четыре кардинальные добродетели (от лат. cardo — «ось»), служащие основой для всех прочих нравственных качеств. Эти добродетели образуют смысловой стержень, вокруг которого группируются остальные:

  1. Благоразумие (Prudentia)

Будучи интеллектуальной добродетелью, оттачивающей практический разум, она обретает нравственное измерение через цель: выбор благих поступков и мудрое управление ими. В её основе — способность предвидеть последствия действий, как отмечает Катехизис: «Оно [благоразумие] направляет совесть в конкретных обстоятельствах» (ККЦ, 1806).

  1. Справедливость (Iustitia)

«Постоянная и твёрдая воля отдавать Богу и ближнему то, что подобает» (ККЦ, 1807). Это не механическое равенство, но гармоничное распределение — каждому по заслугам, мере труда и потребностям. Она регулирует отношения между людьми, как мост между личным и общим благом.

  1. Мужество (Fortitudo)

Не просто храбрость, но стойкость духа в испытаниях. Добродетель, которая, по словам Катехизиса, «укрепляет решение сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни» (ККЦ, 1808). Её антиподы — не только трусость, но и безрассудная дерзость.

  1. Воздержание (Temperantia)

Умеренность, обуздывающая власть чувств над разумом. «Ограничивает привлекательность удовольствий и обеспечивает равновесие в использовании сотворёнными благами» (ККЦ, 1809). Это не отказ от радостей, но их преображение — как узда, направляющая энергию страстей к высшим целям.

Каждая из этих добродетелей в отдельности будет рассмотрена в следующих выпусках «Климента».

Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Справедливость», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.

Место нравственных добродетелей в нравственной жизни человека

Теперь давайте разберемся, как рождаются и развиваются нравственные добродетели, а также какую роль они играют в нравственной жизни.

Все люди созданы в акте Божьей любви, и каждый из нас призван свободно ответить на эту любовь своей собственной любовью. Таким образом, мы вступаем в любящее общение с Богом и принимаем участие в радости нашего Творца.

Наша жизнь должна быть отражением любящего ответа на творящую и искупительную любовь Бога. Но как же мы можем ответить на Божественную любовь на протяжении всего нашего земного существования? Свободно отвечая «да» и выражая согласие с добром, которое встречается с нами в каждом моменте, ведь это добро является призывом от Бога.

В каждое мгновение перед нами раскрывается благо, которое следует воплотить: завершить труд, поддержать ближнего, восстановить силы… Господь призывает нас к каждому из этих благ, чтобы через совершение их с любовью к Нему, через наше «да», мы отвечали на Его неизменную любовь к нам.

Это «да» становится живым воплощением любви к добру, заложенному в нашей природе и проявляющемуся в делах милосердия. Отвечая любовью на призыв добра, мы непрестанно отождествляем себя с тем высшим благом, ради которого созданы, — воплощаем его в самой своей сути, становимся носителями добра, согласуя свою природу с тем благом, что мы любим и реализуем в каждом поступке. Свободный и осознанный выбор добрых дел ведёт к рождению и укреплению нравственных добродетелей в нашей воле и сердце: совершая справедливые поступки, мы взращиваем в себе добродетель справедливости; храня верность обязательствам, укрепляем добродетель верности. Приобретённые добродетели, в свою очередь, даруют нам новые силы для праведной жизни, делая нас подлинно свободными.

Когда жизнь осознаётся как ответная любовь на любовь Божию, добродетели обретают подлинный смысл: они совершенствуют нас, даруя мудрость выбора и силу совершать поступки с возрастающей любовью. Именно через такие действия — в любых жизненных обстоятельствах — мы действительно отвечаем на любовь Бога.

Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Мужество», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.

Нравственные добродетели помогают нам рационализировать (усовершенствовать) наши вожделения.

«Нравственная добродетель, говорит святой Фома, следуя за Аристотелем, это избирательная привычка, то есть она делает хороший выбор, для которого необходимы две вещи: во-первых, чтобы было данное намерение цели, а это происходит благодаря нравственной добродетели, которая склоняет наши вожделения к благу согласно разуму; во-вторых, чтобы человек правильно выбирал средства, способствующие достижению цели (…)» (S.Th., I-II, q. 58, a. 4c.).

Что имеет в виду святой Фома?

Во-первых, добродетельный человек – это тот, кто, обладая волей, усовершенствованной нравственными добродетелями (справедливостью, мужеством, воздержанностью), стремится к осуществлению благих намерений. Добрые намерения представляют собой цели, предлагаемые разумом, к которым следует стремиться, поскольку они совершенствуют нас как личности и направлены на высшую цель — Бога. Например, это может включать заботу о нашей материальной и духовной жизни, справедливое и гуманное отношение к другим, стремление к истине и так далее.

Во-вторых, для того чтобы действовать правильно, недостаточно иметь лишь хорошие намерения; важно, чтобы выбранные разумом средства также были хорошими. Именно в этом и заключается основная функция нравственной добродетели: она формирует привычку делать правильный выбор. Подлинное действие нравственной добродетели заключается в этом правильном выборе.

Как уже было отмечено, именно разум предлагает осуществить благое намерение:

– формулирует благую цель, которую следует достичь,

– избирает добрые средства для её реализации,

– направляет желания (волю и чувства) к исполнению замысла. Таким образом, воля и чувства, подчиняясь разуму, совершенствуются — в них рождаются нравственные добродетели: справедливость, мужество, воздержание. Иными словами, воля и чувства обретают гармонию, следуя порядку, установленному разумом.

Быть справедливым, мужественным или умеренным означает, что воля и чувства свободно соглашаются с тем благом, которое разум указывает как цель.

Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Воздержанность», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.

Нравственные добродетели и благо

По мере возрастания в добродетелях и единении с благом, мы обретаем всё более глубокую привязанность к добру: нас неудержимо влечёт к нему, желание его крепнет, разум безошибочно распознаёт его и избирает с готовностью, уверенностью, почти инстинктивной ясностью. Воля начинает любить добро, а совершение его становится естественным и радостным, словно дыхание.

Однако это «естественное» поведение добродетельного человека рождается лишь через постоянное упражнение в добрых делах. Здесь уместна аналогия с искусством: сложные пассажи скрипача-виртуоза или пианиста кажутся зрителю лёгкими и органичными, но за ними — тысячи часов репетиций. Единение с благом, будучи следствием добродетелей, одновременно становится условием их роста. Щедрый человек не просто знает, что щедрость — благо, но буквально «видит» это в конкретных обстоятельствах и действует с лёгкостью. Для скупого же всё иначе: даже признавая абстрактную ценность щедрости, на практике он не находит в ней блага для себя, находя предлоги для отказа. Такое «видение» добра зависит от внутренней связи с благом, которую формируют нравственные добродетели. Именно они делают возможным верный выбор в конкретных ситуациях жизни.

Автор статьи С. Агнеса Туриова MCSS (вторая слева в переднем ряду) с сёстрами Конгрегации Миссионерок Кларисс Святейшего Таинства и о. Ондреем Славиком у саркофага Основательницы их монашеской общины — бл. Марии Инес Терезы Ариас.

Нравственные добродетели укрепляют нашу свободу

Добродетели совершенствуют наши душевные силы: разум, волю и чувства. Иными словами, они позволяют разуму яснее распознавать благо, которое следует избрать, а чувствам — желать его горячее и любить глубже. Это равнозначно утверждению, что добродетели укрепляют нашу свободу — способность творить добро, которое мы призваны совершить (познаваемое разумом), потому что желаем его (любим волей и чувствами).

Подобно тому, как целевые упражнения развивают мышцы, увеличивая силу и ловкость, так и добродетели усиливают нашу «духовную мускулатуру» — способность свободно и радостно творить добро.

Добродетели — плод осознанного применения свободы: мы обретаем их, совершая добрые поступки; они же, в свою очередь, расширяют саму свободу, даруя силы действовать из любви. Любовь, воплощаемая в конкретных поступках, ведёт нас шаг за шагом по пути духовного роста совместно с тем добром, которое мы любим и делаем.

С. Агнеса Туриова MCSS, Пятигорск

Читать в формате PDF

Рубрика: Учение Церкви

Автор: