Добродетели — плод осознанного применения свободы: введение в нравственные добродетели
Ad maiorem Dei gloriam
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4,8).
Дорогие читатели!
В предыдущих публикациях мы исследовали природу сверхъестественных добродетелей — тех духовных даров, что нисходят к человеку напрямую от Бога, без участия его воли. Теперь же обратимся к созерцанию нравственных добродетелей, именуемых также человеческими. Эти добродетели дарованы нам Творцом в виде «семян», которые предстоит взращивать через осознанные усилия, воспитывая в себе благородные привычки и укрепляя волю. Однако важно помнить: даже в этом труде самосовершенствования мы не остаёмся одиноки. Как лоза не принесёт плода без живительного света, так и человеческое устремление к добру обретает силу лишь при поддержке Божественной благодати, незримо питающей каждое благое начинание.
Обратимся к истокам понятия «добродетель» (от лат. virtus, восходящему к греческой areté — «совершенство»). Под этим словом подразумеваются благородные, укоренённые свойства человеческой природы, которые, оттачивая разум и закаляя волю, направляют человека к познанию истины и совершению благородных деяний. Чем усерднее человек взращивает эти качества, тем ярче раскрывается в нём божественный замысел — обретая в этом процессе всё большую внутреннюю свободу и духовную радость, он приближается к полноте своего призвания: земного и небесного (сверхъестественного). Недаром святитель Григорий Нисский наставляет: «Цель добродетельной жизни — уподобиться Творцу, ибо лишь в этом зеркале душа обретает подлинный лик» (Св. Григорий Нисский, т. 1).
Аллегория кардинальных добродетелей. Слева, альт: Благоразумие; бас: Справедливость; справа, альт: Мужество; бас: Воздержанность. Museo del palazzo comunale. Фотограф: Mongolo1984.
Что такое нравственные или человеческие добродетели?
Человеческие добродетели — это устойчивое отношение души, стабильное расположение, постоянное совершенство разума и воли. Они направляют поступки, усмиряют страсти и руководят поведением, соответствующим разуму и вере. Эти качества дарят человеку лёгкость, самообладание и радость, чтобы вести жизнь, соответствующую нравственному идеалу. Добродетельный человек — тот, кто творит добро, руководствуясь свободным выбором. Нравственные добродетели не даруются свыше, но приобретаются человеческими силами — они рождаются из нравственно благих действий, как семена, прорастающие в плоды. Их суть — располагать все силы человека к общению с божественной любовью. «Они — и семя, и плод: начало пути и его свершение» (ККЦ 1803, 1804).
Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Благоразумие», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.
Главные человеческие добродетели
Классическая система моральных добродетелей выделяет четыре кардинальные добродетели (от лат. cardo — «ось»), служащие основой для всех прочих нравственных качеств. Эти добродетели образуют смысловой стержень, вокруг которого группируются остальные:
- Благоразумие (Prudentia)
Будучи интеллектуальной добродетелью, оттачивающей практический разум, она обретает нравственное измерение через цель: выбор благих поступков и мудрое управление ими. В её основе — способность предвидеть последствия действий, как отмечает Катехизис: «Оно [благоразумие] направляет совесть в конкретных обстоятельствах» (ККЦ, 1806).
- Справедливость (Iustitia)
«Постоянная и твёрдая воля отдавать Богу и ближнему то, что подобает» (ККЦ, 1807). Это не механическое равенство, но гармоничное распределение — каждому по заслугам, мере труда и потребностям. Она регулирует отношения между людьми, как мост между личным и общим благом.
- Мужество (Fortitudo)
Не просто храбрость, но стойкость духа в испытаниях. Добродетель, которая, по словам Катехизиса, «укрепляет решение сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни» (ККЦ, 1808). Её антиподы — не только трусость, но и безрассудная дерзость.
- Воздержание (Temperantia)
Умеренность, обуздывающая власть чувств над разумом. «Ограничивает привлекательность удовольствий и обеспечивает равновесие в использовании сотворёнными благами» (ККЦ, 1809). Это не отказ от радостей, но их преображение — как узда, направляющая энергию страстей к высшим целям.
Каждая из этих добродетелей в отдельности будет рассмотрена в следующих выпусках «Климента».
Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Справедливость», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.
Место нравственных добродетелей в нравственной жизни человека
Теперь давайте разберемся, как рождаются и развиваются нравственные добродетели, а также какую роль они играют в нравственной жизни.
Все люди созданы в акте Божьей любви, и каждый из нас призван свободно ответить на эту любовь своей собственной любовью. Таким образом, мы вступаем в любящее общение с Богом и принимаем участие в радости нашего Творца.
Наша жизнь должна быть отражением любящего ответа на творящую и искупительную любовь Бога. Но как же мы можем ответить на Божественную любовь на протяжении всего нашего земного существования? Свободно отвечая «да» и выражая согласие с добром, которое встречается с нами в каждом моменте, ведь это добро является призывом от Бога.
В каждое мгновение перед нами раскрывается благо, которое следует воплотить: завершить труд, поддержать ближнего, восстановить силы… Господь призывает нас к каждому из этих благ, чтобы через совершение их с любовью к Нему, через наше «да», мы отвечали на Его неизменную любовь к нам.
Это «да» становится живым воплощением любви к добру, заложенному в нашей природе и проявляющемуся в делах милосердия. Отвечая любовью на призыв добра, мы непрестанно отождествляем себя с тем высшим благом, ради которого созданы, — воплощаем его в самой своей сути, становимся носителями добра, согласуя свою природу с тем благом, что мы любим и реализуем в каждом поступке. Свободный и осознанный выбор добрых дел ведёт к рождению и укреплению нравственных добродетелей в нашей воле и сердце: совершая справедливые поступки, мы взращиваем в себе добродетель справедливости; храня верность обязательствам, укрепляем добродетель верности. Приобретённые добродетели, в свою очередь, даруют нам новые силы для праведной жизни, делая нас подлинно свободными.
Когда жизнь осознаётся как ответная любовь на любовь Божию, добродетели обретают подлинный смысл: они совершенствуют нас, даруя мудрость выбора и силу совершать поступки с возрастающей любовью. Именно через такие действия — в любых жизненных обстоятельствах — мы действительно отвечаем на любовь Бога.
Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Мужество», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.
Нравственные добродетели помогают нам рационализировать (усовершенствовать) наши вожделения.
«Нравственная добродетель, – говорит святой Фома, следуя за Аристотелем, – это избирательная привычка, то есть она делает хороший выбор, для которого необходимы две вещи: во-первых, чтобы было данное намерение цели, а это происходит благодаря нравственной добродетели, которая склоняет наши вожделения к благу согласно разуму; во-вторых, чтобы человек правильно выбирал средства, способствующие достижению цели (…)» (S.Th., I-II, q. 58, a. 4c.).
Что имеет в виду святой Фома?
Во-первых, добродетельный человек – это тот, кто, обладая волей, усовершенствованной нравственными добродетелями (справедливостью, мужеством, воздержанностью), стремится к осуществлению благих намерений. Добрые намерения представляют собой цели, предлагаемые разумом, к которым следует стремиться, поскольку они совершенствуют нас как личности и направлены на высшую цель — Бога. Например, это может включать заботу о нашей материальной и духовной жизни, справедливое и гуманное отношение к другим, стремление к истине и так далее.
Во-вторых, для того чтобы действовать правильно, недостаточно иметь лишь хорошие намерения; важно, чтобы выбранные разумом средства также были хорошими. Именно в этом и заключается основная функция нравственной добродетели: она формирует привычку делать правильный выбор. Подлинное действие нравственной добродетели заключается в этом правильном выборе.
Как уже было отмечено, именно разум предлагает осуществить благое намерение:
– формулирует благую цель, которую следует достичь,
– избирает добрые средства для её реализации,
– направляет желания (волю и чувства) к исполнению замысла. Таким образом, воля и чувства, подчиняясь разуму, совершенствуются — в них рождаются нравственные добродетели: справедливость, мужество, воздержание. Иными словами, воля и чувства обретают гармонию, следуя порядку, установленному разумом.
Быть справедливым, мужественным или умеренным означает, что воля и чувства свободно соглашаются с тем благом, которое разум указывает как цель.
Храм Святого Урбана (Гиндорф), Витражи главного нефа, «Четыре главные добродетели: Воздержанность», Неизвестный мастер, 1920 г. Фотография: Томас Хаммель, 08.03.2024 г.
Нравственные добродетели и благо
По мере возрастания в добродетелях и единении с благом, мы обретаем всё более глубокую привязанность к добру: нас неудержимо влечёт к нему, желание его крепнет, разум безошибочно распознаёт его и избирает с готовностью, уверенностью, почти инстинктивной ясностью. Воля начинает любить добро, а совершение его становится естественным и радостным, словно дыхание.
Однако это «естественное» поведение добродетельного человека рождается лишь через постоянное упражнение в добрых делах. Здесь уместна аналогия с искусством: сложные пассажи скрипача-виртуоза или пианиста кажутся зрителю лёгкими и органичными, но за ними — тысячи часов репетиций. Единение с благом, будучи следствием добродетелей, одновременно становится условием их роста. Щедрый человек не просто знает, что щедрость — благо, но буквально «видит» это в конкретных обстоятельствах и действует с лёгкостью. Для скупого же всё иначе: даже признавая абстрактную ценность щедрости, на практике он не находит в ней блага для себя, находя предлоги для отказа. Такое «видение» добра зависит от внутренней связи с благом, которую формируют нравственные добродетели. Именно они делают возможным верный выбор в конкретных ситуациях жизни.
Автор статьи С. Агнеса Туриова MCSS (вторая слева в переднем ряду) с сёстрами Конгрегации Миссионерок Кларисс Святейшего Таинства и о. Ондреем Славиком у саркофага Основательницы их монашеской общины — бл. Марии Инес Терезы Ариас.
Нравственные добродетели укрепляют нашу свободу
Добродетели совершенствуют наши душевные силы: разум, волю и чувства. Иными словами, они позволяют разуму яснее распознавать благо, которое следует избрать, а чувствам — желать его горячее и любить глубже. Это равнозначно утверждению, что добродетели укрепляют нашу свободу — способность творить добро, которое мы призваны совершить (познаваемое разумом), потому что желаем его (любим волей и чувствами).
Подобно тому, как целевые упражнения развивают мышцы, увеличивая силу и ловкость, так и добродетели усиливают нашу «духовную мускулатуру» — способность свободно и радостно творить добро.
Добродетели — плод осознанного применения свободы: мы обретаем их, совершая добрые поступки; они же, в свою очередь, расширяют саму свободу, даруя силы действовать из любви. Любовь, воплощаемая в конкретных поступках, ведёт нас шаг за шагом по пути духовного роста совместно с тем добром, которое мы любим и делаем.
С. Агнеса Туриова MCSS, Пятигорск
Рубрика: Учение Церкви