Когда Небо ближе: торжество Всех святых и поминовение Всех усопших
Pax et bonum
В христианской традиции, молитва об умерших занимает особое место. В катехизисе католической Церкви читаем: «Признавая прежде всего общение существующее внутри всего мистического Тела Иисуса Христа, с первых времён христианства Церковь странствующих по земле окружила великим благоговением память усопших, вознося за них молитвы; ибо «свята и целительна мысль молится за умерших, да разрешаться от греха». Наша молитва за них может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас.
Ибо все мы сыны Божии и составляющие одну семью во Христе, когда во взаимной любви и в единой хвале Пресвятой Троице вступаем в общение друг с другом, отвечаем внутреннему призванию Церкви» ( ККЦ 958-959).

Как Церковь Христова, состоящая из учеников, имеет три состояния: одни совершают свой земной путь, другие проходят свой путь очищения и наконец, третьи – в славе Господней, так молитва за усопших имеет три функции: первая – общение во Христе всей Церкви, вторая – разрешение грехов посредством молитвы тех, кто находится на пути очищения, третья – заступничество невидимой Церкви за видимую.

В католической Церкви, существуют разные традиции молитвы об умерших. Церковь установила определённые дни для напоминания верующему народу о необходимости молитв за усопших, однако, эти дни являются самым необходимым минимумом. Церковь приглашает к изобилию молитв за усопших.
В латинском обряде католической Церкви традиционно месяц ноябрь посвящён молитвам об усопших, особенно с 1 ноября по 8 ноября вся Церковь молится о них.

1 ноября торжество Всех святых, день торжества небесной Церкви. Несомненно в это Торжество включено множество людей, достигших Царства небесного, о которых может быть Церковь торжественным образом не провозгласила (торжественное провозглашение, беатификация и канонизация). А на следующий день Церковь молится о всех душах в чистилище, которые ожидают разрешения от греха.
Первоначально праздновался день всех святых, что связывалось с освящением в Риме в начале седьмого века Папой Бонифацием IV бывшего храма Пантеона в честь Девы Марии и всех святых, и на следующий день упоминались мученики, так как в честь освящения были перевезены мощи мучеников из катакомб.

«Новый подход к достоинству святых, в том числе и не претерпевших мученической кончины, наметился при освящении одного оратория в соборе св. Петра Папой Григорием III (731-741) «в честь Спасителя, Его святой Матери, всех апостолов, мучеников и всех непорочных праведников, во всём круге земли почивших». Здесь уже присутствует идея общего праздника для всех святых, но она была окончательно реализована лишь при Папе Григории IV (827-844), который побудил императора Людовика Благочестивого ввести праздник по всему государству» (Литургия Церкви, М. Кунцлер).
Традиция праздновать Всех святых 1 ноября пришла во Вселенскую Церковь из Англии и Ирландии. В 1970 годы в новом миссале появилась собственная префация, в которой подчёркивается, что это праздник, не только канонизированных святых, а так же всех достигших царства небесного.

День молитв о всех усопших пришёл из бенедиктинского монастыря. «Св. Одилон (ок.962-1049) аббат Клюнийской обители, оставил непреходящий след в католическом богослужении именно введением праздника Всех успоших душ 2 ноября, предписав всем подчинённым ему монастырям совершать в этот день поминовение всех усопших, как это делалось в Клюни. И месса этого дня содержит секвенцию «Dies Irae», которая не является обязательной после реформы литургической Второго Ватиканского собора» (Литургия Церкви. М. Кунцлер).
Папа Бенедикт XV, переняв у испанских доминиканцев традицию совершать в этот день три мессы, расширил её на всех священников Церкви. И ныне все священники в Церкви могут совершать 2 ноября и в день торжества Рождества Христова три мессы: одна должна быть в собственном намерении, вторая – в намерении верных и третья – в намерении Святейшего Отца.

В дни молитв за усопших существуют благочестивая традиция, подавать имена усопших для молитвы на литургии. Так же в эти дни посещают кладбища и могилы своих усопших родственников и близких, совершают Литургию часов (утреню и вечерню) и молитву розария.
Кроме этого существует традиция Крестного хода и молитвы за усопших. Его можно провести на кладбище, собравшись с верующими или же можно провести в церкви. Для Крестного хода можно использовать крест, свечи, а также кадило и крапило с освящённой водой. В Крестном ходе есть 5 стояний, в каждом из которых Церковь приглашает молиться об усопших.

Первое стояние – молитва об умерших церковнослужителях. О всех и особенно о тех епископах и священниках, которые служили в нашей епархии, и после о священниках, ушедших к Отцу из нашего прихода.
Второе стояние – молитва об усопших родителях, родных и друзьях. В этом стоянии снова призыв Церкви не забывать молится об усопших.
Третье стояние – молитва об усопших прихожанах. Каждый приход молится о своих усопших прихожанах, через эту молитву совершается общение Церкви.
Четвёртое стояние – молитва обо всех усопших. Церковь не хочет оставлять никого без опеки и молитвы. Поэтому молиться о всех, что бы никто не остался без заботы Церкви и Христа.
Пятое стояние – молитва о собравшихся. В этом стоянии Церковь напоминает всем, что смерть является не только завершением земной жизни, каждого человека, но и дверью в Царство небесное.

В завершение этого размышления хотел бы напомнить, что в эти дни, а именно с 1 по 8 ноября, Церковь даёт возможность получения индульгенции за усопших.
Полную индульгенцию могут получить за души в чистилище верные Христу, если в один их этих дней посетят кладбище или хотя бы в уме помолятся за усопших, а так же в день поминовение усопших (или же, с согласия Ординария, в предшествующее воскресенье или же следующее воскресение, или же в торжество Всех святых) посетят Церковь или часовню, где совершат молитвы «Отче наш» и «Верую в Бога…»

Частичную индульгенцию могут получить за души в чистилище верные Христу, если посетят кладбище или хотя б в уме помолятся об усопших, а так же совершат Утреню или Вечерню поминовения усопших или же совершат молитву за усопших «Вечный Покой даруй усопшим Господи и свет вечный да светим им. Да покоятся в мире. Аминь. (Enchiridion indulgentiarum. 29 Pro fidelibus defunctis).
Фотографии к статье из архива Епископа Клеменса Пиккеля
Рубрика: Литургия