Реликвии Кафедрального Собора
Ora et labora
В наших храмах есть вещи, обладающие особенной ценностью. В этом материале мы хотим рассказать вам о тех вещах в Кафедральном Соборее, которые буквально соприкасаются с Евхаристией. Именно поэтому они имеют необыкновенную ценность для верующих. О самых драгоценных из них мы попросили рассказать нашего Владыку Клеменса.
Чаша и патена от святого Папы Иоанна Павла II
В Кафедральном Соборе есть чаша и патена, подаренные нам святым Папой Иоанном Павлом II. Этот дар передал апостольский нунций в РФ Джон Буковски 23 ноября 1999 года, в праздник святого Климента Римского — покровителя саратовского прихода и старого Кафедрального Собора Тираспольской епархии.

Но в здании старого Собора с советских времён продолжал действовать кинотеатр, и Святую Мессу мы служили в недостроенном новом храме. На тот момент я уже был рукоположен в епископы, но оставался вспомогательным — то есть помощником епископа Тадеуша Кондрусевича на южных территориях Администратуры Европейской части России.
Дата была знаменательной ещё и потому, что в тот день была зачитана булла об основании Апостольской Администратуры на юге Европейской части России. Я был назначен её правящим епископом, а храм в Саратове именно тогда получил статус Кафедрального Собора.

Папский подарок был вручен в конце Святой Мессы. На чаше и патене выгравирован герб Иоанна Павла II. Это не просто символический дар из Ватикана — можно сказать, что он передан «из рук в руки». Мы используем эту чашу в самые торжественные и особые дни. Как священник, который берёт в руки чашу и патену во время преосуществления, могу сказать: эта чаша отличается от других. Я сердцем ощущаю в этот момент связь с Папой, а теперь — и со святым на Небе.
Дарохранительница
Дарохранительница Кафедрального Собора — тоже подарок. Её подарили мне сестры одной монашеской конгрегации в Германии. Они служили в доме отдыха для священников в Гармиш-Партенкирхене (горнолыжный курорт в Верхней Баварии).

В начале 2000-х годов сестры сделали ремонт в часовне, установили новую дарохранительницу, а старую переместили в хранилище на чердаке. Они показали её мне и предложили забрать, если она где-то может пригодиться. Дарохранительница очень простая: прямоугольная форма, чеканный рисунок в виде стилизованных колосьев на дверцах. Но это ручная работа тирольского мастера, глубоко верующего католика, как я могу предположить.
Особенность в дверцах: их две, и они раскрываются, как врата, — в стороны. Это очень красиво, торжественно, величественно. Я понял: если взять эту дарохранительницу, то только для особенного места. Надо понимать, что дарохранительницу невозможно просто взять в руки и привезти как обыкновенный багаж. По сути, это сейф, очень тяжёлый. Мы договорились, что мой брат заберёт её в Гармиш-Партенкирхене, а затем найдёт способ доставить в Россию.
Не могу сейчас назвать точную дату, когда решил, что она будет именно в Кафедральном Соборе. Но уже в эскизах рельефов и интерьера пресвитерия она была вписана в проект.

Великий Четверг 2025 г. Пустая Дарохранительница с открытыми дверцами. Фотограф: Наталья Ивашковская.
Для меня важно, что перед этой дарохранительницей многие священники и монахини молились на протяжении лет. Она особым образом олицетворяет «дом Божий». Часто после Причастия, когда сослужащий совершает пурификацию на алтаре, я отношу киворий с хостиями в дарохранительницу, преклоняю колени, пока дверцы ещё распахнуты… Да, ощущаю её именно как «жилище Христа».
Монстранция
В 1990-е, в самом начале возрождения католических структур в России, мы размышляли о том, как заменять латинские литургические термины на русские. Например, «монстранцию» предлагали называть «дароносицей».

Светлое Воскресенье Пасхи 2025 г. Фотограф: Николай Корнилов.
В русском языке слово «дароносица» передаёт лишь один смысл — переносная дарохранительница для Святых Даров, используемая в процессиях. Но католическая монстранция и её назначение отличаются. Слово «монстранция» происходит от латинского monstrare — показывать, являть. В ней Господь не «носится», а показывается. Можно сказать: дароносица — для пути свидетельства, а монстранция — для того, чтобы Христос Сам открылся нам.
Форма монстранции сосредоточивает всё внимание на центре, где находятся Святые Дары.
В России монстранций не производят, и в конце 1990-х – начале 2000-х их особенно не хватало. Наша монстранция — подарок Кёльнской архиепархии на освящение Кафедрального Собора 15 октября 2000 года. Её привёз викарный епископ Кёльна Манфред Мельцер.
Мы познакомились с ним в Риме во время Всемирной встречи молодёжи летом 2000 года. После Мессы с Папой мы оказались рядом в автобусе. Это был очень открытый и дружелюбный человек. Позже он часто звонил моим родителям, и их дружба стала настолько крепкой, что он был среди гостей на их золотой свадьбе. От него я научился важной привычке: звонить вечером или навещать прихожан.
Подарок оказался неожиданным, ведь такую вещь трудно провезти через границу — нужно множество таможенных документов, а сама монстранция хрупкая и неделимая. Епископ Манфред буквально на руках привёз её в Саратов.

Кёльнский Кафедральный Собор — место паломничества к саркофагу Трёх волхвов. Они пришли поклониться Младенцу Христу. В этом событии Богоявления та же динамика, что и в Адорации, для которой мы используем монстранцию.
Реликвии в алтаре Кафедрального Собора

Почему реликвии помещаются в алтарь? Эта традиция идёт от первых веков.
Христиане Рима хоронили мучеников в катакомбах. На саркофагах совершались богослужения, и крышки гробниц становились алтарями. Уже в III веке Папа Феликс предписал совершать таинство на мощах мучеников. С IV века частицы святых стали помещать внутрь алтарей.
Следуя этой древней традиции, в алтарь каждого католического храма закладываются реликвии.
Во время ремонта в Кафедральном Соборе в 2018 году был установлен новый алтарь. Существует документ о реликвиях алтаря, подписанный духовенством, монашествующими и мирянами.

Сегодня, в торжество святых Апостолов Петра и Павла, во время Литургии освящения нового алтаря Кафедрального собора, в алтарь были положены мощи:
- святых Апостолов Петра и Павла, покровителей Кафедрального собора,
- святого Климента, Папы Римского и мученика, покровителя Епархии, и святого Кирилла, апостола славян;
а также некоторых основателей монашеских общин, члены которых участвовали в возрождении структур Католической Церкви на территории Епархии святого Климента в Саратове после десятилетий гонений на Церковь в XX веке, в частности:
- святого Дона Боско, основателя Конгрегации Салезианцев,
- святой Терезы Калькуттской, основательницы Конгрегации Сестёр Миссионерок Любви,
- блаженного Георгия Матулевича, основателя Конгрегации Сестёр Служительниц Иисуса в Евхаристии,
- блаженной Марии Инес Терезы Святейшего Таинства, основательницы Конгрегации Сестёр Миссионерок Кларисс Святейшего Таинства,
- блаженной Франциски Марии (Седлиской) от Иисуса Доброго Пастыря, основательницы Общины Святого Семейства из Назарета,
- блаженного Игнатия Клопотовского, основателя Конгрегации Сестёр оретанской Божией Матери,
- блаженного Эдмунда Бояновского, основателя Конгрегации Служительниц Богородицы Девы Непорочного Зачатия,
- блаженной Марии Терезы (Таушер) Святого Иосифа, основательницы Конгрегации Сестёр Кармелиток Божественного Сердца Иисуса,
- блаженного Гонората Козьминского, основателя Конгрегации Вознаградительниц Пресвятого Лика.
Саратов, 29 июня 2018 г.
Подписали:
Ординарий — епископ Клеменс Пиккель
Генеральный викарий — о. Диогенес Уркиза
Настоятель — о. Ондрей Славик
Представитель монашествующих — с. Мария Елена Рейес Ромо MCSS
Представитель мирян — Ирина Цыбина
Фотографии к статье (если под ними не указано другое авторство) сделаны епископпом Клеменсом Пиккелем специально для этой статьи в «Клименте»
Заглавное фото: Вербное воскресенье 2025 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Рубрика: Из жизни Церкви, Наши храмы