Наш Кафедральный Собор: Рельефы Пресвитерия
Laudare, Benedicere, Praedicare
Наш Кафедральный Собор
Храм в Саратове начал строиться в 1990-е как приходской. Но во время строительства в Саратов был назначен епископ, и строящаяся приходская церковь стала строящимся Кафедральным Собором.
Освящение было назначено на 15 октября 2000 года. Последние работы проходили в большой спешке. Не было возможности продумывать интерьер и украшение будущего Собора. И, как это бывает в таких случаях, потом ещё долгое время всё оставалось без значительных изменений. Несколько раз предпринимались попытки сделать эскизы внутреннего убранства, но они либо не были одобрены, либо не осуществились по другим объективным причинам.

Пресвитерий Кафедрального Собора до 2018 г. Над алтарём Крест св. Дамиана; кафедра епископа расположена слева от алтаря; Изображения Апостолов Петра и Павла справа и слева от абсиды пресвитерия. Фото: 2014 г. из архива епископа Клеменса Пиккеля.
В 2016 году в Саратов приехал о. Диогенес Уркиза. Перед этим он в течение 20 лет был священником в приходе Воздвижения Святого Креста в Казани, где имел превосходный опыт строительства и оформления приходского храма. Одной из первых задач о. Диогенеса в Саратове стала именно задача приступить к разработке нового интерьера Кафедрального Собора.
Собрат о. Диогенеса по Институту Воплощенного Слова, талантливый архитектор, полностью пересмотрел первоначальное видение храма. Он спроектировал новый алтарь и амвон, дарохранительницу, кафедру епископа и купол пресвитерия. Довольно сложно оказалось выбрать подходящую форму алтаря.

Кафедра епископа — предстоятельское место и герб — в Кафедральном Соборе в Саратове. Пасха 2024 г. Фотограф: Николай Корнилов.
В результате было найдено очень красивое и наполненное глубоким смыслом решение: дарохранительницу подняли вверх, к самому подножию распятия, и к ней ведут ступени с витым ограждением. Под дарохранительницей располагается предстоятельское место — в Кафедральном Соборе это кафедра епископа.
Алтарь — центральное и важнейшее место в храме. Первоначально он имел форму перевёрнутой ступенчатой пирамиды, но в новом решении был выполнен в виде параллелепипеда из белого мрамора с медальоном Пасхального Агнца на передней стенке.

Дарохранительница, кафедра епископа и алтарь в Кафедральном Соборе в Саратове. Пасха 2024 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Таким образом, в нашем Соборе на одной оси расположены Распятие (рельефное изображение в пресвитерии), дарохранительница, кафедра епископа и алтарь. Это решение наполнено глубоким смыслом:
- во время Литургии Христос присутствует в священнослужителе, совершающем священнодействие (ср. ККЦ 1548: «В церковном служении рукоположенного священника Сам Христос присутствует в Своей Церкви как Глава Тела, Пастырь стада, Первосвященник искупительного жертвоприношения, Учитель Истины. Это выражает Церковь, провозглашая, что священник, в силу таинства Священства, действует в лице Христа-Главы (in persona Christi Capitis)»);
- под видами хлеба и вина, пресуществлёнными на алтаре (ср. ККЦ 1374: «В пресвятом Таинстве Евхаристии «содержатся воистину, реально и сущностно, Тело и Кровь вместе с душой и Божественностью Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос»);
- и в дарохранительнице, где сохраняется Евхаристия (ср. ККЦ 1379: «Святой запас (дарохранительница) первоначально предназначался для достойного хранения Евхаристии, чтобы ее можно было преподать больным и отсутствовавшим на богослужении. Через углубление веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии, Церковь осознала смысл молчаливого поклонения Господу, присутствующему в Святых Дарах. Поэтому дарохранительница должна быть помещена в особо достойное место храма; она должна быть сделана таким образом, чтобы подчеркивать и являть истину реального присутствия Христа в Святом Таинстве»).
- На каждой Святой Мессе становится реально и действенно присутствующей та единственная жертва Креста — распятие, смерть и воскресение Христа, принесённая однажды и навсегда ради нашего спасения (ср. ККЦ 1367: «Жертва Христа и жертва Евхаристии — единое жертвоприношение: «Это одна и та же жертва, это Тот же, приносящий Себя сегодня в служении священников, Кто тогда Сам принес Себя в жертву на Кресте. Только форма приношения различается»; «и поскольку этой божественной жертве, которая совершается во время Мессы, Тот же Христос, „принесший Себя один раз в кровавую жертву” на жертвенник Креста, присутствует и приносится в жертву бескровную (…) жертва эта воистину есть жертва умилостивления» (Трид. Соб.: DS 1743)).

Амвон в Кафедральном Соборе в Саратове. Пасха 2024 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Амвон также выполнен из белого мрамора и украшен резным рельефом с символическими изображениями четырёх Евангелистов: ангела (св. Матфей), льва (св. Марк), тельца (св. Лука) и орла (св. Иоанн). Эти древние образы, восходящие к видению пророка Иезекииля и книге Откровения, напоминают, что вся полнота Благой Вести звучит с амвона и наполняет жизнь Церкви.
Для изготовления всех мраморных элементов была приглашена саратовская фирма «Сарко». Чугунные подсвечники, люстры, бра – плод сотрудничества с оренбургской компанией, которая ранее уже изготавливала заказы для католических храмов в Казани, Тольятти, Орске.

Люстры Кафедрального Собора с символическими изображениями хлебов и рыб. Фотограф: Николай Корнилов.
Все литые элементы были спроектированы именно для Саратовского Кафедрального Собора и являются уникальными. В разработке эскизов люстр и бра о. Диогенесу помогал художник из Казани Олег. Уже более 20 лет он занимался оформлением католических храмов, среди которых приходские церкви в Кемерово, Казани и Орске и часовня сестёр-Евхаристок в Марксе. В оформлении люстр и бра очень удачно вписаны евхаристические символы – круглого хлеба с крестом и рыбы.

Исповедальня в Кафедральном Соборе в Саратове. Фотограф: Николай Корнилов.
Исповедальня в Кафедральном Соборе представляет собой отдельную комнату у входа в храм, в которой установлен открытый конфессионал: скамья для коленопреклонения с решётчатой перегородкой, разделяющей кающегося и священника.
Рельефы пресвитерия
Что касается оформления пресвитерия, то прежде чем прийти к окончательному варианту, были рассмотрены самые разные изобразительные образы и техники. Когда было решено, что в продолжение традиции почитания Покровителя Епархии за образец будет взята базилика Святого Климента в Риме, то первой мыслью, конечно, было воплощение в мозаике. Но мозаика оказалась слишком тяжёлой для стен саратовского храма, и решили делать рельефы.
Были взяты основные мотивы мозаики из базилики Святого Климента и воплощены в рельефах Кафедрального Собора в Саратове.
Фон всего оформления светлый, струящийся и отсылает к самому началу: свет был самым первым творением Бога (ср. Быт 1,3). Свет – это также символ, означающий возможность видеть.

Общий вид Пресвитерия. Январь 2023 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Распятие
В центре на этом светлом фоне — тёмно-синий крест. Тёмный цвет крестного древа противопоставлен свету и символизирует тьму, грех, зло.
Вокруг Креста — реки, цветы, плоды — это момент творения. На этом месте творение молится. Но глаза того, кто смотрит, притягивает темнота Креста, как и в жизни мы ощущаем притягательность греха и зла. Тем не менее, Крест объединяет землю и Небо. Он как мост между Небом и землёй. Символ зла, смерти и наказания становится знаком любви и спасения. Потому что на Кресте — Христос, который стал человеком и взошёл на Крест, чтобы уврачевать Своим присутствием израненное творение.
На тёмном фоне Креста — распятая фигура Спасителя. Иисус на Кресте не выглядит страдающим, на Его Теле нет следов крови, Его Лик умиротворён. Это взгляд Апостола Иоанна, который в Распятом на Кресте Спасителе видит Царя на троне. Крест украшен двенадцатью голубями, символизирующими Апостолов. Так же голуби символизируют души спасённых, возносящихся к Небу. Древо смерти после Распятия Христа становится источником жизни и спасения.

Распятие Кафедрального Собора (Распятие из Базилики Святого Климента в Риме). Элементы виноградной лозы с лампадами, цветами и корзинами фруктов — символами огня, цветения и плодов христианской жизни. Фотограф: Николай Корнилов.
У подножия Креста растёт куст аканта. В средневековом искусстве изображение аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа. Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему. В нашем случае это символизирует жизнь Церкви, которая выросла под сенью Распятия:
Не страшись моих золотых риз, не пугайся блистания моих свечей.
Ибо они – лишь покров над моей любовью, лишь щадящие руки над моей тайной.
Я выросла у древа позора, я упоена крепким вином слёз,
Я – жизнь из муки, я – сила из муки, я – слава из муки,
Приди к моей душе и знай, что ты пришёл к себе
(Гертруд фон Ле Форт. Из «Гимнов к Церкви». Пер. С. Аверинцев)
За кустом аканта вырастает и виноградная лоза — Церковь странствующая, которую в её земном паломничестве грех иссушает, но благодать Христа неизменно восставляет и укрепляет. Узор виноградной лозы расходится по всему храму. В своём круговом движении Она объемлет всё — всю историю, все события, всех людей. На витках лозы — цветы и плоды, благодать спасения, изливающаяся на Церковь из пронзённого Сердца Христа. Горящие лампады, цветы и корзины с плодами показывают, что жизнь христианина полна огня, цветения и плодов.
Над Распятием изображено открытое Небо и рука Отца, которая держит венец славы, — Отец принял Жертву Сына:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин 14, 12–13).
Если же смотреть на всю композицию в целом, как на символическое изображение Троицы, то рука символизирует Отца, а венец — Духа Святого.

Четыре реки, берущие начало у подножия Распятия и лани, утоляющие жажду. Фотограф: Николай Корнилов.
От Креста берут начало четыре реки, как четыре Евангелия. Водой этих рек утоляют жажду лани. Псалом 41 именно этот образ использует для описания духовной жажды верующего:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!» (Пс 41, 2–3).
Мы утоляем свою жажду Бога именно из источника Евангелия — Благой вести о Христе Спасителе.
Четыре реки также указывают на четыре реки рая, на рай. Жертвой Христа на Кресте грешный человек возвращён к жизни, возвращён из изгнания, возвращён в рай.

Матерь Иисуса и Его ученик Иоанн под Крестом Спасителя. Куст аканта у подножия Распятия и дарохранительница. Фотограф: Николай Корнилов.
По древней изобразительной традиции, основанной на Евангелии от Иоанна (Ин 19, 25–27), Распятие Христа включает в себя и две фигуры рядом — Матерь Иисуса и Его любимого ученика Иоанна.
Покровители Кафедрального Собора — Святые Апостолы Пётр и Павел изображены крупно на переднем плане по обе стороны от Распятия (на мозаике римской базилики Святого Климента их нет, это мотив именно нашего Собора). Оба Апостола указывают на Крест:
«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68).

Святые Апостолы Петр и Павел — покровители Кафедрального Собора в Саратове. Фотограф: Николай Корнилов.
Они первые из первых проповедовали миру Иисуса Распятого. И у Петра, и у Павла мы находим много высказываний о Кресте. Под их ногами — стилизованное изображение гор:
«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (Ис 52, 7).
Вифлеем и Иерусалим
По обе стороны от Распятия, на противоположных концах пресвитерия, изображены два города — Вифлеем и Иерусалим. Из них выходят белые агнцы. Эти два города и всех овец нужно рассматривать вместе с алтарём, с Агнцем на алтаре, к которому устремлено их движение.

Вифлеем и Иерусалим, и которых белые агнцы идут ко Христу: на Кресте, в дарохранительнице, на алтаре. Фотограф: Николай Корнилов.
Как написано в 21-й главе Откровения:
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасённые народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21, 23–27).
Вифлеем и Иерусалим — города, из которых исходит спасение. Изображённые агнцы белые:
«…это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их» (Откр 7, 14–17).
Наталья Ивашковская, Саратов
Рубрика: Наши храмы