«Красота спасёт мир» значила для неё надежду: интерес Дороти Дэй к русской культуре

Мир и добро.

Очарование русской литературой

Дороти Дэй выросла в семье, проникнутой симпатией к коммунизму. В юности она сама симпатизировала идеям коммунистической революции, а среди её ближайших подруг была Рэйна Пром — активистка, похороненная в Москве. Можно предположить, что именно она пробудила у Дороти интерес к русской культуре.

Схожую роль сыграла и американка польского происхождения Нина Полцын Мур (1914–2006), с которой в 1971 году Слуга Божия совершила поездку по Восточной Европе, посетив, в том числе, Варшаву и Москву. Однако наибольшее влияние на этом пути оказала дружба с русской эмигранткой Еленой Извольской (1896–1975), которая познакомила Дэй с православной духовностью и русской литературой.

Москва. Площадь перед Большим театром, 1968 – 1971 гг. (Площадь Свердлова). Фото: Москва: История Москвы 

В подтверждение своей близости к русской культуре Дэй перечисляла среди прочитанного не только Достоевского, Толстого, Горького, Гоголя, Тургенева, но и «Откровенные рассказы странника», антологию «A Treasury of  Russian Spirituality» («Сокровищница русской духовности»), книгу Константина де Грюнвальда «Saints of Russia» («Святые России»), а также «Christin Russia» («Христос в России») — книгу самой Извольской. Поскольку Дороти входила в основанное Еленой экуменическое сообщество, она с интересом читала и публикации о его деятельности, включая «The Third Hour» («Третий час»).

Чтение с детства играло ключевую роль в жизни Дэй. Её наставник, Питер Морин, считал книги важными для развития культа, культуры и земледелия — трёх опор Католического Работника. В духе бенедиктинской традиции Дороти подчёркивала значение медитативного чтения, утверждая, что «книги необходимы для служения Богу». Она считала, что они способствуют гармоничному развитию личности, наравне с физическим трудом. Часто повторяла мнение Отцов Церкви: «Чтение — как масло, поддерживающее пламя лампы». Поэтому она придавала огромное значение созданию католической библиотеки с ценными книгами.

Толстой — первый русский учитель Дороти

Лев Толстой был первым великим русским писателем, оказавшим на неё влияние. Его труды помогли ей прийти к вере в Бога, ещё до её обращения в Католическую Церковь и без участия священства. Позднее, уже как католичка, она считала таинства незаменимыми, что отличало её от анархистской христианской позиции Толстого. Однако она разделяла его чувство личной ответственности за преступления других, особенно в связи с непростым тюремным опытом попавших в заключение людей.

Портрет Л.Н.Толстого. Художник: Н. Ге.

Она хорошо знала «Анну Каренину», «Войну и мир» и «Воскресение».

  • «Анна Каренина» стала для неё поводом к размышлению о трагедии самоубийства,
  • «Война и мир» — о пацифизме,
  • «Воскресение» — о различии между абстрактной и конкретной любовью.

Особый интерес у неё вызывал факт, что Толстой передал гонорар за «Воскресение» секте духоборов, чтобы те могли эмигрировать в Канаду — Дэй даже посетила эту общину. Рассказ «Много ли человеку земли нужно?» стал для неё поводом к размышлению о бедности и преходящести жизни.

Дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Фото: Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Достоевский — центральная фигура духовного становления

Наибольшее внимание Дэй посвятила произведениям Фёдора Достоевского. Это было связано с её собственными трагическими переживаниями — в молодости она прошла через болезненный разрыв, аборт и неудачный брак. Под влиянием сцены, где Соня читает Евангелие Раскольникову в «Преступлении и наказании», Дэй вернулась к чтению Нового Завета.

Не вызывает сомнений, что она глубоко ценила творчество Достоевского.

  • Как Кириллов из «Бесов», она чувствовала, что Бог ищет её всю жизнь.
  • Возвращение Раскольникова к Евангелию она проживала как личный опыт.
  • Старец Зосима из «Братьев Карамазовых» остался в её памяти как образ духовного наставника, напоминавший, что святость возможна для всех, не только для монахов. Это помогло ей принять всеобщее призвание к святости, как его позднее формулировал II Ватиканский собор.
  • Её вдохновляли внутренние борения Ивана Карамазова с проблемой зла, особенно — страдания детей.

Работая над книгой «Therese» («Тереза»), Дороти оставила записи, которые не вошли в опубликованный текст. Один из фрагментов касается её размышлений о решимости Терезы в поиске Бога. Ничто не могло встать между ней и любовью к Богу.

Портрет Ф.М.Достоевского. Художник: В. Перов

Чтобы проиллюстрировать связь между этой пламенной любовью к Богу и сопровождающей её любовью к ближнему, автор сравнивала упорство Терезы с тем «братством людей», которое раскрывается в «Братьях Карамазовых». При этом она возвращалась к своему убеждению, сформированному ещё до обращения, и разделяемому с Терезой Авильской: невозможно явить любовь к Богу иначе, как через любовь к ближнему.

Братство людей было для неё центральной идеей Достоевского, ведущей к социальной солидарности, столь важной в духе «Католического работника».

Зосима напоминал ей и о любви к грешнику при отвержении греха, и о мистическом осознании присутствия Бога, и о силе доброго примера, и о спасительном измерении заместительного страдания, и о пути к свободе через отречение от ложного «я», и о видении подлинного одиночества как призвания.

Кабинет Ф.М. Достоевского. Фото: Музей «Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского» в Санкт-Петербурге.

Дэй особенно ценила наставления о любви деятельной — в действии, а не в мечтах.

Персонаж князя Мышкина из «Идиота» восхищал её как образ святого, Божьего юродивого. Именно у него она училась вере в то, что «красота спасёт мир». Эти идеи сопровождали её на протяжении всей жизни.

Этические и духовные размышления Дэй, вдохновлённые Достоевским, касались:

  • покаяния,
  • прощения грехов,
  • достоинства человека как образа Христова,
  • любви к Богу через любовь к ближнему, особенно бедному.

Она ссылалась также на произведения:

  • «Дневник писателя»,
  • «Вечный муж»,
  • «Честный вор»,
  • «Униженные и оскорблённые»,
  • «Село Степанчиково и его обитатели»,
  • «Записки из Мёртвого дома».

Именно в последнем она нашла отражение сибирских страданий Достоевского и мысль, что все люди страдают одинаково — вне зависимости от уровня образования или богатства.

В 1969 году она записала в своём дневнике, что читает книгу Николая Бердяева о Достоевском, скорее всего, «Мировоззрение Достоевского».

Дороти Дэй чаще всего обращалась к мысли Достоевского в области эстетики. В 1976 году она записала в своём дневнике, что всюду ищет красоту. Даже среди людей с самого дна общества она хотела, как ребёнок, без критики, видеть и радоваться всему прекрасному.

Следуя за Достоевским, учившим, что «красота спасёт мир», Дэй повторяла убеждение, что искусство обладает своей внутренней, органической жизнью, соответствующей врождённой человеческой потребности в красоте, без которой человек, возможно, вовсе не захотел бы жить на земле.

Человек принимает красоту без всяких условий, просто — потому что это красота, — склоняясь перед ней с благоговением, не спрашивая о её пользе или материальной выгоде. Более того, Дэй писала, что красота полезнее всего того, что обычно считают полезным, потому что она — конечная цель бытия. На этом возвышенном уровне путь искусства встречается с путём религии.

Знаменитую фразу из «Идиота» — «красота спасёт мир» — Дэй связывала с красотой природы и произведениями человеческих рук, которые возносят ум и сердце к Богу. Эта мысль Достоевского особенно вспоминалась ей во время путешествия по Восточной Европе, при виде храмов в Москве, превращённых в музеи. Тогда её утешали слова князя Мышкина.

«Красота спасёт мир» значила для неё надежду, что миллионы школьников, вдохновлённые памятниками архитектуры и искусства, изменят в будущем атеистическое общество. Особенно значимым для неё было то, что эту же фразу повторил Александр Солженицын, получая Нобелевскую премию по литературе.

Слова Достоевского, несомненно, играли огромную роль в её жизни, настолько, что внучка Дэй — Кейт Хеннесси вспоминала, как в последние годы жизни бабушка часто просыпалась с этой цитатой на устах. Когда Кейт писала её биографию, она так и озаглавила её:«The World Will Be Savedby Beauty» — «Мир будет спасён красотой».

Спектакль Петра Жихарева «Братья Карамазовы». Фото: Музей-театр «Булгаковский дом».

Красота была для Дороти Дэй важнейшим мотивом труда.
В Католическом работнике постоянно обсуждалась философия труда: его достоинство, радость и покаянный характер. До первородного греха труд был радостью, но после грехопадения превратился в тяжесть. По мнению Дэй, великой иллюзией после грехопадения стало видение «идеала» в виде ленивого сидения и развлечений. Этому способствует и пропаганда рекламыжажда новых, чистых, соответствующих моде вещей.

Но когда человек преодолевает труд, он снова обретает радость творчества. По её мнению, можно принять монотонный, но полезный труд как часть человеческого положения после грехопадения — и как необходимость ради общего блага. Всякая работа по своей природе повторяющаяся и в чём-то однообразная, но именно поэтому может быть успокаивающей и расслабляющей.

С другой стороны, обращаясь к «Запискам из Мёртвого дома» Фёдора Достоевского, Слуга Божия писала о бессмысленном труде, плоды которого тут же уничтожаются — и такой труд становится источником фрустрации.

Анна Каренина – Диана Вишнёва, Вронский – Константин Зверев, Алексей Каренин – Ислом Баймурадов. 2011 год
© Мариинский театр/ Фото Александра Гуляева

По её мнению, труд даёт человеку возможность исполнять заповедь любви к ближнему. Она считала, что нет такого бедного, кто не мог бы помогать другому.

Дэй особенно тронула повесть Достоевского «Честный вор»о бедном, тяжело работающем портном, который жил в уголке комнаты, но всё же приютил нищего. Тот оказался пьяницей и бродягой, и когда исчез единственный скарб портного — старое военное пальто, подозрение палo на гостя. Хозяин поговорил с ним строго, нокогда тот ушёл, портной нашёл его и вновь приютил, чтобы ухаживать за ним во время болезни.

Этот рассказ Дэй интерпретировала евангельски: если мы не судим, то и нас не будут судить.

По отношению к людям со дна общества, в том числе пьющим, требовалось большое терпение, но гостевые дома Дороти принимали их на неопределённое время, не задавая вопросов и не навязывая иных правил, кроме тех, что бывают в обычной семье.

И, наконец, стоит напомнить, что, комментируя эпизод из романа «Униженные и оскорблённые», в котором рассказывается об успехе книги молодого писателя, способной затронуть сердца и дать понять, что даже самая униженная и смиренная душа — тоже человек и брат, Дэй написала:«Вот почему я пишу».

В этих словах — подлинная причина её творческой активности, давшей начало множеству ценных публикаций.

Рубрика: Будьте святы

Автор: