Молчание – лучший способ слушать Господа

К вящей славе Божией.

Введение

В предыдущей статье мы говорили о важности надежды для жизни каждого христианина и о том, что она должна быть основана на Христе. Продолжая размышления этой статьи, я предлагаю вам задуматься о важности молчаливой молитвы, или, лучше сказать, молчаливого покоя души во Христе и Евхаристии.

Фото 1: Месса Рорате в Кафедральном Соборе Святых Апостолов Петра и Павла. Саратов, Адвент 2023 г. Фотограф: Ольга Панкратова

Как увещевал нас блаженный Мануэль Гонсалес в своей книге «Евхаристическая школа молчания»: «Научитесь молчать! Умейте молчать! Разве Святой Дух не призывает нас, говоря: «Кто охраняет уста свои, тот охраняет душу свою»? И ещё он добавляет, что «кто много говорит, тот вредит своей душе» и что «есть такие, которые по молчанию признаются мудрыми». Поместив себя во внешнюю и внутреннюю тишину, чтобы услышать, понять и насладиться молчанием Христа, молчащего на алтаре и в дарохранительнице, не будет ли это путём к святости и мудрости?»

Фото 2: Месса Рорате в Приходе Божьего Милосердия. Новопавловск, Адвент 2023 г.

Почему я пишу о тишине? Ответ очень прост: ведь только в тишине мы можем услышать голос Божий, только в тишине Бог открывается нам, даёт нам понять, кто Он. И поскольку мы уже находимся на завершающей стадии подготовки к юбилейным годам, нет ничего более полезного и плодотворного для нас, приготовляющих свои сердца к юбилейным торжествам, вступающих в дух молитвы перед Христом в Евхаристии.

Чтение книги кардинала Роберта Сара «Сила тишины против диктата шума» навеяло мне следующие мысли. Мы живём в мире, где постоянно присутствует шум, особенно если живём в крупных городах, в которых жизнь бурлит днём и ночью, где все постоянно торопятся, суетятся, беспокоятся…

Как говорит кардинал Сара, в этом мире тишина становится синонимом слабости, неуверенности или нищеты, потому что считается, что сильный человек – это тот, кто умеет красиво и много говорить.

В представлении, что тишина есть нечто плохое, заключено ложное понимание тишины. Шум приводит современного человека к утрате самого себя, Бога и ближнего, потому что, живя в постоянном шумном движении, он не слышит ни себя, ни Бога, ни ближнего. И не может проникать в глубину своей души, потому что постоянно скользит мысленным взором по поверхности вещей. Шумное и суетливое любопытство представляется человеку достаточным для понимания того, что происходит вокруг него.

Поэтому я хочу на этих страницах показать вам, как важно для нас жить в тишине не только внешне, но также и внутренне, потому что «не в суматохе и шуме, а в тишине входит Бог в сокровенные глубины нашего существа»[1].

Фото 3: Адвентовый венок в Приходе Пресвятой Девы Марии Заступницы. Воронеж, Адвент 2023

  1. Необходимость тишины в нашей жизни

«Божественная сущность присутствует в нас с начала нашего существования в абсолютной тишине. И человек может в своей собственной тишине вступить в контакт со Словом, обитающим в глубине его сердца. В пустыне мы не разговариваем. Мы прислушиваемся к тишине, входим в тишину, которая и есть Бог».[2]

Вы когда-нибудь думали, что мы можем любоваться чудесами природы только в тишине? Только в тишине мы можем созерцать картину или скульптуру, наслаждаться красотой живописи. Прекрасную музыку слушают в тишине. Чтобы созерцать восход и закат солнца, нужно оторвать взгляд от шумных огней города и устремить его к тишине горизонта. Деревья и растения растут не среди шумного асфальта, а в тихой глубине земли. Ребёнок развивается девять месяцев не в суете мира, а в тихой и уютной утробе матери. Так что тишина необходима нам.

Фото 5: Месса Рорате в храме Преображения Господня. Пятигорск, Адвент 2023

а) Тишина в повседневной жизни

Кардинал Сара говорит, что тишина в повседневной жизни – непременное условие для жизни в общине. «Человек, неспособный хранить тишину, не может воспринимать, понимать и любить своё окружение… Она (тишина) рождается в безмолвствующем сердце, способном слушать, понимать и принимать. Тишина является условием для принятия другого человека и необходима, чтобы понять самого себя. Без тишины нет покоя, уравновешенности, а значит, и духовной жизни… Тишина и мир подобны двум сердцам, бьющимся в унисон».[3]

«Все беды людей оттого, что они не могут спокойно сидеть в своей комнате», – сказал Блез Паскаль. Насколько же это справедливо! Чем более активен человек, тем меньше у него времени для себя и для Бога, не говоря уже о том, чтобы замечать нужды ближнего. И почему это происходит? Потому что человек слишком занят внешним, материальным, ненужными или неважными вещами. И такой человек подобен тем семенам из притчи о сеятеле: «вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его».[4]

Поэтому мы должны убеждать себя, что «тишина — величайшая свобода человека»[5]. Как гласит Устав Ордена братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель: «при многословии грех не заставит себя ждать». А каждый грех – это ловушка, которая приводит к порабощению.

Фото 6: Месса Рорате в Приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Пенза, Адвент 2023. Фотограф: Юлия Евдокимова

б) Молчание языка, глаз и сердца

«Слово без предшествующей ему тишины превращается в пустую болтовню».[6]

Печально видеть, как многие люди страдают от болтливости, говорят всё время и обо всём, даже о том, чего не знают. Достаточно нам почитать комментарии в соцсетях, включить телевизор, чтобы увидеть повсюду пустопорожнюю болтовню, слепых людей, которые хотят сопровождать других слепых. Кардинал Сара объясняет, как эта дурная привычка может стать достаточно серьёзным препятствием в духовной жизни: «Болтливость — действительно дурная наклонность, потому что в любой подходящий и неподходящий момент она выставляет напоказ все сокровища души и причиняет вред духовной жизни. Она вступает в противоречие с ней, так как духовная жизнь заботится о сокровенности и глубине и имеет своей целью приближение к Богу. Болтун же постоянно испытывает потребность всё рассказывать, и потому он очень далёк от Бога и не имеет представления о глубине. Вся его жизнь – у него на языке и протекает в сплошном речевом потоке, выставляющем напоказ скудные плоды его мыслей и душевных переживаний. Ибо у него нет ни времени, ни желания уйти в себя, задуматься о своей жизни и придать ей глубокий смысл. Поскольку он порождает беспокойство в своём окружении, он мешает и другим трудиться и плодотворно размышлять. Болтун опасен по причине своего легкомыслия и тщеславия. Широко распространившаяся в наши дни привычка публично рассказывать о чудесах и милостях Божиих, дарованных человеку в сокровенной глубине его сердца, свидетельствует о легкомыслии, предательском разрыве глубоко интимной дружбы с Богом и о тщеславии».[7]

Фото 7: Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Самара, Адвент 2023

Поэтому для того, чтобы наши слова не были пустой болтовнёй, им должна предшествовать тишина. Св. Иоанн Павел II говорил: «Подлинный миссионер, а я добавлю, и христианин, ведёт активную созерцательную жизнь».

Кроме тишины языка, мы тоже должны хранить «молчание взора». Как учит кардинал Сара, это «значит закрыть глаза, чтобы созерцать Бога в сокровенной глубине собственной души».[8] Потому что эти два аспекта тишины приводят к тишине сердца, что значит «шаг за шагом заставить замолчать жалкие человеческие чувства, чтобы стать способным почувствовать то, что чувствует Иисус»[9], и всё это помогает нам стяжать и взращивать настоящую любовь. Развиваясь в любви Бога, мы также понимаем по-настоящему, что молиться значит «молчать и слушать Бога»[10], «прислушиваться к Святому Духу, живущему в нас и тихо зовущему нас, к Его неизреченным воздыханиям, которые мы неспособны облечь в слова».[11] Потому что «только Христос — Учитель, способный показать нам, что есть молитва. Молиться — значит любить Христа, жить с Ним в тишине и сокровенном одиночестве».[12]

В нашем мире многие люди больше не слушают Бога, постоянно в «бешеном темпе что-то тараторят и при этом ничего не говорят»[13]. В нашем обществе, где человек слишком занят другими вещами, он быстро теряет интерес и вкус к Слову Божию. И это распространяется повсюду и должно заставить задуматься абсолютно всех верующих и неверующих людей, священников и мирян, богатых или бедных. Живя в постоянном шуме, человек не замечает, что он убивает тишину, а убивая тишину, он убивает Бога в себе. По этому поводу кардинал Сара говорит: «Но кто поможет человеку замолчать? Его мобильный телефон постоянно звонит, его пальцы и ум непрерывно заняты рассылкой сообщений… Возможно, любовь к молитве — самое действенное средство борьбы в наши дни. Готов ли человек, сражающийся в войске презренного шума, вернуться в тишину? Смерть тишины очевидна, но Бог поможет нам вновь обрести её».[14]

Итак, очень важно сохранить эту тишину сердца, потому что «сердце, хранящее тишину, – это музыка для Сердца Бога. Неугасимая лампада перед дарохранительницей, фимиам, бесшумно возносящийся к Престолу Божьему, – это и есть звучание любящей тишины. Звучание тишины в Боге позволяет нам выучить первую ноту этой небесной песни».[15] Как учит нас св. Иоанн Креста, единственный язык, воспринимаемый Богом, – это язык молчания в любви.

Фото 8: Храм Святого Иоанна Павла II. Тольятти, Адвент 2023

Завершение

Хотелось бы завершить эту статью, размышляя об упоминаемой кардиналом Сара «тишине любви». Он определяет её как «любовь, которая ничего не говорит, ни о чём не просит, приводит нас к большей любви – к безмолвной любви Бога»[16]. Следуя его мысли, мы можем сказать, что выбрать тишину – значит выбрать сверхъестественное, потому что через нее мы войдем в школу Духа Святого и там научимся слышать Бога в тишине, будем учиться подлинной любви, которой только Он может нас научить.

Об этой же любви пишет св. Иоанн Креста в своей книге «Духовная песнь»: «Даже если эта музыка является тишиной для чувств и естественных способностей, для духовных способностей – это одиночество, полное звуков. Освобождаясь от естественных форм и ощущений, они, при содействии Святого Духа, начинают различать сладчайшее звучание совершенства Бога в самих себе и Его творениях».

«Тишина – это переживаемое и в то же время сладостное наслаждение присутствием Бога. Никаких слов, только бедность и простота – вот аскеза тишины, дарующая нам непорочность праведных».[17]

И, как мы читаем в книге Екклесиаста, «не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих? Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты; но ты бойся Бога».[18]

Фото 9: Месса Рорате в храме Святого Николая. Волгоград, Адвент 2022. Фотограф: Елена Бережнова

[1]     Кард. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 22

[2]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 24

[3]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 30

[4]     Мф 13, 4-8.

[5]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 33

[6]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 38

[7]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 34

[8]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 41

[9]     Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 42

[10]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 49

[11]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 49

[12]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 50

[13]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 53

[14]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 54

[15]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 55

[16]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 60

[17]   Кар. Робер Сара, Сила тишины против диктата шума, стр. 59

[18]   Экк 5, 5-6

Рубрика: Юбилей 2025

Автор: