Родительница Сына Божия, возлюбленная Дщерь Отца и святилище Святого Духа
Pax et bonum
Наконец, мы подошли к последней главе соборного документа «О Церкви». Это глава восьмая, тоже очень важная, потому что трактует о роли и месте в жизни Церкви Пресвятой Богородицы! Можно сказать, что это такой сокращённый, конкретный, маленький соборный трактат о Деве Марии, имеющий вступление и несколько пунктов.
Фото 1: Статуя Богородицы перед Кафедральным Собором Святых Апостолов Петра и Павла в Саратове
Во вступлении говорится, что Бог совершил искупление мира через своего Возлюбленного Сына Иисуса, который воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Тайна спасения человека открывается и продолжается в Церкви, Теле Христовом, в которой важное место и честь принадлежит также Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса и Матери нашей. Мария всем сердцем своим приняла Слово Божие и принесла миру Жизнь, поэтому надо почитать и признавать Ее истинной Матерью Бога и Искупителя; Она Матерь Божия – Богородица! Документ говорит о Марии очень красиво: «Удостоенная особо возвышенного искупления ради заслуг своего Сына и соединенная с Ним тесными и нерасторжимыми узами, Она облечена высшим долгом и честью быть Родительницей Сына Божия, а потому – возлюбленной Дщерью Отца и святилищем Святого Духа» (Lumen Gentium 53). И этим даром исключительной благодати «Она значительно превосходит все прочие тварные существа: и небесные, и земные. Но вместе с тем (…) Она соединена со всеми людьми, которых надлежит спасти» (тамже). И далее: «поэтому Она прославляется как наипревосходнейший и совершенно особый член Церкви, как её прообраз и замечательнейший пример в вере и любви, и Католическая Церковь, наставленная Святым Духом, окружает Её благоговейной сыновней любовью как вселюбящую Мать» (там же). Это очень важные слова, особенно сегодня, когда многие, даже католики, уменьшают значение и роль Марии, даже оскорбляя Её или принимая как «просто женщину, на которую не надо обращать много внимания». Она Та, «Которая занимает в Святой Церкви высочайшее после Христа и ближайшее к нам место» (Lumen Gentium 54). Вот учение Собора!
Далее документ напоминает, что участие Марии в домостроительстве нашего спасения мы видим уже в Священном Писании Ветхого и Нового Завета и в Предании Церкви. Книги Ветхого Завета описывают историю спасения человека и время подготовки пришествия Христа в мир. Эти «древнейшие документы, как они читаются в Церкви и понимаются в свете дальнейшего и полного откровения, постепенно всё яснее показывают образ Жены, Матери Искупителя» (Lumen Gentium 55). В свете этих текстов, Она:
— пророчески участвует в обетовании победы над змием, данном людям после грехопадения первых прародителей;
— есть Та Дева, которая родит Мессию;
— возвышается над всеми, кто смиренно ожидает спасения (там же).
Фото 2: Статуя Богородицы в храме Святых Апостолов Фаддея и Симона в Сочи
Бог выбрал Марию Матерью Своего Сына, и Она на это согласилась, даровав миру «ту Жизнь, Которая обновляет всё» (Lumen Gentium 56). Поэтому «неудивительно, что у Святых Отцов возобладал обычай называть Богородицу Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой, как бы образованной Святым Духом и созданной как новое творение» (там же). Она, полная благодати и не связанная никаким грехом, приняла всем сердцем волю Небесного Отца и посвятила себя своему Сыну и Его делу. Поэтому «Святые Отцы верно считают, что Мария была не просто пассивным орудием Бога, но содействовала спасению людей добровольной верой и послушанием» (там же). Это очень важные слова(!), которые соборный документ подкрепляет словами святого Иринея:«Проявив послушание, Она стала причиной спасения и для Себя Самой, и для всего рода человеческого». И далее мы читаем: «узел, завязанный непослушанием Евы, был расторгнут послушанием Марии; что связала неверием дева Ева, то Дева Мария расторгла верой; и, проведя сравнение с Евой, древние Отцы называют Марию Матерью живых» (там же).
Единение Марии с Сыном в деле спасения проявлялось всю Её земную жизнь, во всех важных событиях и моментах, о которых читаем в Евангелии и размышляем, читая тайны Розария. Богородица «следовала путем веры и верно хранила свое единение с Сыном до самого Креста, подле которого Она стояла (…), глубоко страдала с Сыном Своим Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве (…) и наконец была дана, как Мать, одному из учеников самим Христом Иисусом» (Lumen Gentium 58). Потом мы видим Её в жизни молодой, апостольской, христианской общины и «наконец, Непорочная Дева, сохраненная непричастной всякой скверне первородного греха, завершив путь земной жизни, телом и душою взята была в небесную славу, и превознесена Господом как Царица вселенной» (Lumen Gentium 59).
Фото 3: Статуя Девы Марии Лурдской в храме Христа Царя в Марксе
Далее документ напоминает нам, что как по плоти Мария является Матерю Иисуса, так для всех нас, для всех христиан – Она Мать по благодати. Это «материнское служение Марии по отношению к людям никоим образом ни затмевает, ни умаляет единственного посредничества Христа, но являет его силу. Ибо всё спасительное воздействие Пресвятой Девы на людей исходит не из какой-либо вещественной необходимости, но из благоволения Божия, проистекает из преизобилия заслуг Христа, коренится в Его посредничестве, от Него всецело зависит и черпает в Нём же всю силу. Оно ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но, напротив, благоприпятствует ему» (Lumen Gentium 60). Материнство Марии продолжается, ибо «по взятии на небо Она не оставила своего спасительного служения, но своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения. Своей материнскою любовью Она заботится о братьях своего Сына, ещё странствующих и находящихся среди опасностей и бедствий, пока они не придут в блаженную отчизну» (Lumen Gentium 62). И поэтому христиане издревле призывают Пресвятую Деву как Заступницу, Помощницу, Споспешницу, Посредницу. Мария через своё благодатное материнство тесно связана с Церковью. Она – прообраз Церкви в смысле веры, любви и совершенного единения со Христом. Церковь по примеру Марии сама является и Девой, и Матерью! Это значит, что:
— как Мать – проповедью и «крещением своих сынов (…) она рождает к новой жизни»;
— как Дева – «блюдёт неповрежденной и чистой верность данную Жениху и (…) силою Святого Духа хранит целостную веру, твердую надежду и искреннюю любовь» (Lumen Gentium 64).
Предпоследний пункт этой главы трактует, каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы в Церкви. Вначале документ подчёркивает, что «Мария, благодатью Божией возвеличенная, после Сына, превыше всех ангелов и людей, как Всесвятая Божия Матерь, которая была причастницей к тайнам Христовым, с полным основанием прославляется Церковью особым почитанием» (Lumen Gentium 66). Собор перечисляет особые виды этого почитания: Литургия, практики и благочестивые упражнения, праздники, изображения Пресвятой Богородицы. Проповедники и богословы должны воздерживаться от ложных, узких или преувеличенных взглядов о Марии и учить о Ней правильно на основе всего Учения Церкви. И наконец – пусть все верные помнят о том, «что истинное почитание заключается не в бесплодном и преходящем настроении и не в некоем поверхностном легковерии, но проистекает из подлинной веры, ведущей нас к признанию превосходства Богородицы и побуждающей нас по-сыновнему любить нашу Матерь и подражать Её добродетелям» (Lumen Gentium 67).
В заключении, Собор призывает всех к почитанию Матери Божией, к тому, чтобы молиться Ей с горячим рвением и благоговейной душой и помнить, что «Матерь Иисуса, уже прославленная на небесах телом и душой, является образом и началом Церкви, имеющей завершиться в будущем веке. Так и на земле Она сияет как знамение твердой надежды и утешения странствующему Народу Божию, пока не придет День Господень» (Lumen Gentium 68).
Главой восьмой, говорящей о Божией Мат28ери, завершается также весь соборный документ «Свет Народам», подписанный Папой Римским Павлом VI и опубликованный 21 ноября 1964 года – 60 лет тому назад.
Фото 4: Статуя Богоматери Лавангской вьетнамской католической общины в приходе Воздвижения Святого Креста в Уфе
Рубрика: Учение Церкви