К цивилизации любви Бога. Социальное учение Католической Церкви. Часть 3.

Ora et labora

Социальные энциклики: исторические ответы на конкретные проблемы

Учительство Церкви формулирует глубокие размышления посредством своих социальных документов. Каждый документ представляет собой исторический ответ на конкретные проблемы, и из этих ответов были выделены принципы о непреходящих ценностях, критерии оценки и принципы социальной деятельности. Все эти документы представляют нам процесс исторической эволюции социального учения.

При чтении социального документа важно поместить его в исторический контекст, иногда очень неоднозначный и сложный. А для его интерпретации в текущем контексте необходимо применить принцип о непреходящих ценностях, которые он толкует в текущих условиях.

Социальные документы, сыгравшие основополагающую роль в процессе формирования Социального Учения Церкви, распределяются по трем основным этапам:

1-й этап: От истоков размышлений о социальных проблемах до созыва Второго Ватиканского Собора: Rerum Novarum (Лев XIII), Quadragesimo Anno (Пий XI), La Solennita (Пий XII).

2-й этап: От Второго Ватиканского Собора до Иоанна Павла II: Mater et Magistra (Иоанн XXIII), Pacem in Terris (Иоанн XXIII), Gaudium et Spes (Второй Ватиканский Собор), Populorum Progressio (Павел VI), Octogesima Adveniens (Павел VI), Iustitia in Mundo (Синод Епископов 1971 г.).

3-й этап: период понтификата Иоанна Павла II, отмеченный распространением социальных документов (Laborem Excersen, Sollicitudo Rei Sociales, Centesimus Annus).

Понтификат Бенедикта XVI положил начало новому этапу, еще не получившему исчерпывающего определения в контексте Социального Учения Церкви.

Ниже мы кратко суммируем лишь те важнейшие документы, которые обозначили основные направления Социального Учения Церкви.

  1. Rerum Novarum (Папа Лев XIII, 1891 г.). Здесь рассматривается вопрос пролетариев, отражая бесчеловечное положение рабочих во время промышленной революции. В энциклике излагаются права и обязанности начальников и рабочих, которые еще не были признаны гражданскими законами и не признавались правами человека. Документ защищает право работников объединяться для защиты своих интересов. Он также говорит о том, что государство должно вмешиваться в экономику, чтобы обеспечить общественные и частные права и обеспечение всеобщего предназначения благ. Rerum Novarum защищает право частной собственности, но настаивает на том, что она имеет социальную функцию. А также подчеркивает право работников и каждого человека на доступ к собственности.

  1. Quadragesimo Anno (Папа Пий XI, 1931 г.) По случаю 40-летия публикации Rerum Novarum. Здесь речь идет о проблеме восстановления общественного строя. Папа выступает за справедливое распределение благ в соответствии с требованиями общего блага и социальной справедливости; защищает право на частную собственность, утверждая ее социальную функцию, и право всех людей на доступ к ней. Столкнувшись с социализмом и капитализмом, Папа выступает за появление промежуточных систем. Он утверждает, что на смену свободному рынку приходит бесчеловечная экономическая диктатура, противоречащая Евангелию. Он уходит от классовой борьбы и требует справедливой заработной платы, а также необходимости христианизации ценности благотворительности и солидарности в социально-экономической жизни.
  2. La Solennita (Папа Пий XII, 1941 г.) Выступление по радио по случаю 50-летия Rerum Novarum. Социальным контекстом понтификата Папы Пия XII была Вторая мировая война и холодная война. Папа подтверждает, что основными ценностями социальной и экономической жизни являются правильное использование материальных благ, чтобы общее благо и работа были основой всестороннего развития, поэтому необходимо добиваться справедливого вознаграждения. Документ подтверждает право на частную собственность, не объявляя ее при этом абсолютной ценностью, поскольку пользование земельными благами является первичным правом, а собственность, напротив, является вторичным правом. Он также подтверждает принцип субсидиарности.
  3. Mater et Magistra (Папа Иоанн XXIII, 1961 г.) По случаю 70-летия Rerum Novarum. Тема: Христианство и социальный прогресс. Основными характеристиками социального контекста являются достижения в области связи и транспорта; увеличение количества более совершенного вооружения во всем мире и увеличение экономических различий между так называемыми первым и третьим миром. Папа Иоанн XXIII настаивает на том, что глобализация социального вопроса уже вышла за рамки отношений типа «рабочий-начальник». Он анализирует проблемы социальной реальности, такие как права слаборазвитых народов и рабочих. Папа утверждает, что для решения проблем социального порядка необходимо, чтобы человеческая личность была основой и целью всякой политической деятельности. Он также настаивает на том, что социальное учение Церкви является неотъемлемой частью христианской жизни и евангелизационной миссии. В конце документа Папа призывает христиан работать ради построения более справедливого и безопасного мира, основанного на братолюбии и взаимопомощи; мира, который являлся бы выражением Царства Бога в истории.
  4. Pacem in Terries (Папа Иоанн XXIII, 1963 г.) Основная тема – «Мир на Земле». Социальный контекст энциклики – холодная война, Берлинская
    стена, Кубинский кризис. Энциклика предлагает международному сообществу мир; основанный на справедливых отношениях между человеком и государством, а также между человеком и другими людьми, в области прав человека как основы мира. Энциклика выступает за справедливые отношения между государствами, строящиеся на диалоге и солидарности. Она также признает, что все нации имеют равное достоинство и право на собственное развитие, выступает за пересмотр распределения ресурсов и предлагает мониторинг со стороны справедливых многонациональных организаций. Также Папа требует серьезных обязательств по достижению разоружения наций. Признает, что Организация Объединенных Наций является межгосударственным органом мирового уровня, призванным содействовать всеобщему благу и построению общества, основанного на солидарности, справедливости и всестороннем развитии людей и народов, а также в качестве основы для действительного и прочного мира. Он призывает верующих различных конфессий объединить веру, разум и действие.
  5. Gaudium et Spes (Второй Ватиканский Собор, 1965 г.) «Церковь в современном мире». В документе подчеркивается достоинство человека как образа Бога, реализующего себя и живущего в обществе. Утверждается, что общество будет справедливым только тогда, когда оно будет способствовать самореализации всех людей, обеспечит регулирующие принципы социальной и экономической жизни. Gaudium et Spes настаивает на том, что общее благо и солидарность являются движущей силой развития всех народов. Подчеркиваются необходимость мира и обязательство избегать войны, а также позиция Церкви против гонки вооружений и угрозы ядерной войны. Документ устанавливает обязанность христиан работать над созданием структур, которые сделают жизнь более справедливой и мирной. Подчеркивается также признание человеческого достоинства как основы для политических и экономических решений и построения международного сообщества.

  1. Populorum Progressio (Папа Павел VI, 1967 г.) «О развитии народов». В энциклике утверждается, что развитие людей – это не только экономический рост, но также социальный и культурный. Папа предлагает международную солидарность как средство для достижения развития слаборазвитых стран, что является наиболее актуальной задачей в социальной сфере. Он подтверждает права населения бедных стран на полноценное развитие и выступает против экономических организаций, поощряющих несправедливость. Энциклика учит, что ресурсы должны распределяться посредством оказания помощи, в том числе технологической, и справедливых торговых отношений, а также выступает за создание глобального фонда, который направлял бы средства, которые сейчас тратятся на оружие, в пользу бедных.
  2. Octogesima Adveniens (Папа Павел VI, 1971 г.) «Призыв к действию». В нем рассматриваются такие важные темы, как: христианин перед лицом сегодняшних новых проблем, растущая урбанизация, необходимость диалога как основы мира, отношения между молодежью и взрослыми, маргинализация женщин, бесчеловечное положение мигрантов, безработица, использование средств массовой информации и растущее ухудшение состояния окружающей среды. Папа выступает за объективный анализ ситуации в обществе, выявление причин и последствий и разработку действий в пользу справедливости и мира, исходя из политических мер, которые способствуют национальному и международному общему благу.

  1. Evangelii Nuntiandi (Папа Павел VI, 1975 г.) «Евангелизация в современном мире». Этот предназначенный для пастырей Церкви документ призывает провозглашать Евангелие как универсальный инструмент освобождения от угнетения и содействия справедливому, братскому и мирному общественному порядку на всех уровнях; основанному на справедливости и уважении прав человека. Папа заявляет, что социальная справедливость является неотъемлемой частью веры и евангелизации, и просит воплотить социальное учение в конкретных действиях; чтобы эффективно содействовать в этом освобождении личным и общественным свидетельством, и призывает объединить личное и общественное обращение как приоритет в жизни и действиях христиан.
  2. Laborem exercens (Папа Иоанн Павел II, 1981 г.) «О человеческом труде». В нем рассматривается тема труда и человека в свете Книги Бытия, с точки зрения философского и теологического видения труда. Труд рассматривается как сотрудничество с Творцом, что придает ему особое достоинство, поскольку в его основе лежит человеческое и божественное достоинство личности. Таким образом, Иоанн Павел II раскрывает духовность труда как средства выражения и приверженности вере в построении справедливого и братского социального порядка для всех. Папа требует, чтобы справедливость на рабочем месте была обязанностью общества, причем как руководителей, так и рабочих. Он подтверждает право всех трудящихся создавать ассоциации и защищать свои жизненно важные интересы, а также провозглашает приоритет труда над капиталом. Документ призывает к поощрению справедливой заработной платы, коллективной собственности и участия рабочей силы в управлении и прибылях государственных и частных компаний.
  3. Sollicitudo Rei Socialis (Папа Иоанн Павел II, 1987 г.) «Социальная забота Церкви». В этом документе анализируется растущее и несправедливое неравенство между Севером и Югом. В энциклике подчеркивается надежда и необходимость содействия развитию беднейших людей и народов, а также определяется, что подлинное развитие человека осуществляется во всех его измерениях, главным образом духовном. В то же время Папа подтверждает, что подлинное развитие должно охватывать политические, экономические, религиозные и экологические аспекты. Папа просит проявить политическую волю к созданию справедливых механизмов для общего блага человечества; реформировать финансовые системы; призывает к разработке плана развития с уважением к природе и направить ресурсы на облегчение человеческих страданий. Папа просит католиков распространять социальное учение Церкви и доносить его до всех слоев общества, чтобы оно учитывало социальные реалии и вовлекало их в задачу содействия справедливости и мира на основе уважения к жизни и достоинству всех людей.

  1. Centesimus Annus (Папа Иоанн Павел II, 1991 г.) В годовщину 100-летия Rerum Novarum и рождения социального учения Церкви эта энциклика подтверждает, что ее следует распространять во всех сферах жизни общества как вклад Церкви в поисках справедливого и мирного социального порядка, основанного на взаимной поддержке и братолюбии. Евангелие указано как путь гуманизации, действенный и открытый для всего человеческого сообщества. Международный контекст этой энциклики представлен, среди прочего, падением Берлинской стены в 1989 году и крахом режимов марксистской идеологии в Европе. Папа считает, что они пали из-за нарушения прав человека, из-за своего атеизма и из-за своей экономической неэффективности. Что касается капитализма, энциклика проводит различие между основными экономическими элементами, которые он принимает, и критикует анти-ценности, которые эта система часто порождает в обществе (такие, как индивидуализм, который обходится без солидарности и имеет своей основной целью жадность). Папа также осуждает преобладание капитала над личностью, потребительство и его последствия, ведущие к деградации человеческой личности.

Фото 1: Альберта Деклара из «Ассоциации Иоанна XXIII» (Элиста) приносит вечные обеты в руки Дона Оресте Бенци. 06.09.2006 г.

Фото 2: Папа Лев XIII, 1896 г.

Фото 3: Папа Иоанн XXIII подписывает энциклику «Pacem in Terries», 1963 г.

Фото 4: Папа Иоанн XXIII открывает Второй Ватиканский Собор, 11 октября 1962 г.

Фото 5: Папа Павел VI и сестра Люсия в ​​базилике в Фатиме, Португалия. 13 мая 1967 г.

Фото 6: Папа Иоанн Павел II на Всемирном Дне молодёжи, Рим, 2000 г.

Рубрика: Каритас Юга России, Учение Церкви

Автор: