Великий Пост – время благоприятное
Caritas Christi urget nos
Великий Пост – время подготовки к празднованию Пасхи. Как подсказывает само название, подготовка к Пасхе происходит через пост и молитву. Литургические чтения Пепельной Среды, с которой начинается Великий Пост в латинском обряде, говорят нам об обращении ко Господу Богу (Иоил 2, 13), а также о времени благоприятном, о дне спасения (2Кор 6,2). В евангельском чтении Сам Иисус говорит Своим ученикам о посте, милостыни и молитве. Церковь, предлагая этот текст в Пепельную Среду, дает нам пути подготовки к Пасхе.
Длительность Великого Поста так или иначе связана с числом «сорок». «Само наименование Quadragesima, для Рима засвидетельствованное около 384 года Иеронимом Стридонским, указывает на символическое число 40, которое в Священном Писании представляет собой обозначение периода времени для покаяния и подготовки к какому-либо искупительному событию или откровению Божию» (Михаэль Кунцлер. Литургия Церкви. 2001. Т.3 – с. 164).
Обратим внимание на следующие события Священной истории:
- Потоп, описанный в Ветхом Завете, длится 40 дней (Быт 7, 4)
- Избранный народ путешествовал в пустыне 40 лет
- Иисус постился в пустыне 40 дней (Мф 4, 2)
- Иисус вознесся на небо после воскресенья через 40 дней.
Тем не менее, впервые века христианства не встречается никаких определенных указаний, касающихся Поста, кроме свидетельств о посте в пятницу и в субботу.
Михаил Кунцлер в своей книге «Литургия Церкви» (том 3) пишет: «Первое упоминание постного времени содержится в Пасхальном послании Афанасия Александрийского от 334 года; в отношении конца IV века в Иерусалиме имеется свидетельство Эгерии. Для Рима это наименование приводит Иероним в 384 году, для Медиолана (Милана) – Амвросий. В конце V — началеVI века Четыредесятница была известна повсеместно, и она была сопряжена как с развитием Пасхального бдения в великое крещальное торжество года, так и с формальным закреплением института обучения оглашаемых. Непосредственное время подготовки к Таинству Крещения продолжалось как раз 40 дней» (Михаэль Кунцлер. Литургия Церкви. 2001. Т.3 – с. 164).
Таким образом, зарождение Четыредесятницы связано с подготовкой к Таинству Крещения. Помимо этого, где-то с V века появилась практика публичного примирения. Человек, кающийся в своих грехах, публично совершал акт примирения в четверг перед Пасхой. Поэтому время Великого Поста имеет покаянный характер. О двойном характере Великого Поста говорит нам и документ Второго Ватиканского собора «Sacrosanctum concilium». В 109 пункте документа читаем, что Великий Пост является временем воспоминания крещения или приготовления к нему, а также покаяния, подготовки верующих к торжеству Пасхи Господней.
- Подготовка к Крещению, а также возобновление крещальных обетовявляют собой углубление веры. Литургия в этот период использует крещальные составляющие.
- Также литургии Великого Поста присущ покаянный характер. Тексты, используемые во время литургии, подчеркивают характер покаяния. Литургический цвет во время Великого Поста – фиолетовый. Отсутствует пение «Аллилуйя» и гимна «Слава в вышних Богу». Существуют многочисленные богослужения, подчеркивающие покаянный характер Великого Поста: покаянные богослужения, богослужение Крестного пути.
Обратимся к некоторым моментам литургии Великого Поста, чтобы лучше понять его символику и использовать это время для личного обращения.
- Великий Пост в латинском обряде начинается с Пепельной Среды. В этот день предписан пост и воздержание от мясной пищи. «Воздержание от мяса и пост (строгий пост) должны соблюдать в определенные дни верующие в возрасте от 18 до 60 лет, если этому не препятствует состояние здоровья. Днями обязательного строгого поста являются Пепельная Среда и Страстная Пятница» (Решение ККЕР от 03.12.2015 года: «Воздержание от мясной пищи является запретом употребления в пищу мяса, но при этом не запрещается употреблять яйца, молочную продукцию, а также животные жиры при приготовлении пищи. Употребление рыбы также разрешено, но не является обязательным замещением мясной пищи. Строгий пост допускает принятие пищи трижды в день, причем лишь один раз в день – досыта»). Детей и молодых людей следует знакомить с постом постепенно и знакомить с его значением. Поэтому практику воздержания от мясной пищи рекомендуется соблюдать уже с 14 лет.
Литургия Пепельной среды содержит в себе обряд благословения и возложения пепла на головы верующих. Еще в Ветхом Завете мы находим описание посыпания пеплом в знак покаяния (Цар 13, 19; Есф 4, 1.4; Иона 3, 6).
«Через свидетельство материи, обращенной в прах, человек признает свою греховность и бренность, опережая этим суд Бога и привлекая Его милосердие. Тому, кто признает таким образом свое ничтожество, дано услышать обетование о Мессии…» (Словарь Библейского Богословия, под редакцией Ксавье Леон-Дюфура. с.775). В христианскую практику возложение пепла пришло из последования примирения публично кающихся. Если первоначально пепел возлагали только на публично кающихся, то уже в конце XI века его стали возлагать на всех верующих. А после Тридентского собора обряд возложения пепла был включен в Римский миссал. Таким образом литургия Пепельной Среды демонстрирует покаянный характер всего времени Великого Поста. Покаяние является обращением человека к Богу. Человек меняет свой путь жизни, сообразовывая его с путем Христа.
Вступительная молитва первого воскресенья Великого Поста говорит нам: «Всемогущий Боже, помоги нам во время ежегодного поста святой Четыредесятницы достичь сокровенного познания Христа, чтобы мы испытали подлинное обращение» (Римский Миссал, вступительная молитва на первое воскресение ВП. перевод автора).
Можно с уверенностью заявить, что эта молитва является программой на все время Великого Поста, это подлинное обращение, которое возможно только через познание Христа. Второй Ватиканский собор говорит о двойном характере Великого Поста. Подготовка к Таинству крещения взрослых и также возобновление крещальных обетов у уже крещенных. Таинство крещения – это благовестие человеку во время воскресных месс Великого Поста; в эти дни рекомендуется совершать окропление освященной водой присутствующих верных в память о крещении. Воспоминание крещения – это своего рода безмолвное обновление крещальных обетов. В Пасхальную же ночь обновление совершится торжественно.
В первое воскресенье Великого Поста также совершается обряд избрания для тех, кто готовится к Таинству Крещения в Навечерие Пасхи. «Обряд избрания – это выражение особой заботы Церкви о катехуменах. Епископ, священник, диаконы, катехизаторы, восприемники и вся община, каждый по-своему, оценивают готовность катехуменов принять таинства. Затем все молятся об избранных, чтобы сама Церковь способствовала их встрече со Христом» (Чин Христианского Посвящения взрослых, п. 135). Сам обряд совершается после проповеди и включает в себя представление катехуменов общине верных, подтверждение восприемников, выражение катехуменами желания принять таинства: крещение, миропомазание и Евхаристию, запись имен катехуменов, избрание катехуменов для принятия таинств предстоятелем, молитва об избранных и отпуст избранных. Необходимо также отметить, что перед обрядом избрания до начала Великого Поста совершается принятие в катехуменат. «Обряд принятия в катехуменат совершается тогда, когда люди, желающие стать христианами, принимают начальную форму исповедания Бога Живого и верят в Искупителя Христа. Это подразумевает «первую евангелизацию», начало обращения, понимание значения Церкви…» (Чин Христианского Посвящения взрослых, п. 68).
Воскресные литургические чтения разбиты на трехгодичный цикл, также и чтения в воскресенья Великого Поста. Первое и второе воскресенье Великого Поста Евангельские чтения в трех циклах повествуют об искушении Иисуса в пустыне и Преображении Господнем соответственно. Евангельские чтения с третьего по пятое воскресенье Великого Поста повествуют о разных аспектах служения Христа. Важно отметить, что евангельские чтения года А, которые повествуют о Самарянке у колодца, об исцелении слепорожденного и о воскресении Лазаря столь литургически важны, что Церковь позволяет их читать также в годы В и С, так что ежегодно во время Великого Поста можно провозглашать эти чтения.
В третье, четвертое и пятое воскресенье Великого Поста совершается исследование, и используются литургические чтения года А. «Исследования, которые завершаются с экзорцизмом, имеют огромное значение в духовной подготовке: они предназначены для того, чтобы очистить разум и сердце человека укрепить его в борьбе с искушениями, изменить его намерения и пробудить волю, чтобы позволить приблизиться к познанию Христа и пребывать в любви Бога» (Чин Христианского Посвящения взрослых, п. 154). Обряд совершается после проповеди. Предстоятель призывает общину молиться за избранных и после всеобщей молитвы совершается молитва экзорцизма и отпуст.
Четвертое воскресенье Великого поста называется «Laetare» – от слов входного песнопения «Радуйся, Иерусалим» (Пс 121). В это воскресенье допускается розовый цвет облачения. Эта традиция существует для того, чтобы несколько приободрить верующих перед второй частью Великого Поста и Страстной Неделей. Михаил Кунцлер говорит, что радостный характер дня может быть связан с чином «Еффафа» – отверзанием ушей и уст катехумена. Хотя в современном чинопоследовании этот обряд не делается в четвертое воскресенье Великого Поста. (Ср.: Михаэль Кунцлер. Литургия Церкви. 2001. Т.3 – с. 167)
Особенность пятого воскресенья Великого Поста состоит в том, что кресты и иконы в храме закрываются фиолетовым покровом. Одним из объяснений этого является Евангельское чтение на пятое воскресенье Великого Поста, год В: «… но Иисус скрылся и вышел из Храма, пройдя посреди них» (Ин 8, 59).
По завершении пятой недели Великого Поста переходим к самой главной неделе литургического года – Страстной Неделе. Воскресенье Страстной Недели – Вербное воскресенье, литургия которого начинается со входа Господа Иисуса в Иерусалим. Торжественный вход, народ исповедует Его Сыном Давида: «Осанна Сыну Давида». Вместе со Христом в Иерусалим входит вся Церковь, снова переживая спасительные тайны жизни, страданий, смерти и воскресения Христа. Иисус входит в Иерусалим, Церковь исповедует Его своим Царем, следует чтение Евангелия Входа в Иерусалим, освящение веток верб (пальм или веток других деревьев) и чтение Страстей Господних, которые нас вводят в события всей Страстной Недели.
Великий понедельник – помазание Иисуса нардовым маслом (Ин 12, 1-11).
Великий вторник – предсказание о предательстве Иуды (Ин 13, 21-33).
Великая среда – предательство Иуды (Мф 26, 14-25).
Литургией Великого Четверга Церковь начинает Священное Пасхальное Триденствие. Тайная Вечеря, воспоминание которой совершается, является особым событием в жизни всего человечества. Господь Иисус установил Таинство Евхаристии, позволив Церкви ежедневно совершать Его Жертву на кресте, и дав народу Божьему причащаться Его Телом и Кровью. Господь Иисус установил также Таинство Священства, чтобы народ Божий имел пастырей для служения Святым Тайнам.
Во время этой литургии совершаются Воспоминания Тайной Вечери. Есть несколько элементов, которые выделяют эту литургию:
- Во время пения гимна «Слава в вышних Богу» звучат колокола, которые после его окончания умолкают до Навечерия Пасхи. Церковь входит в Тишину Страданий Божьего Сына.
- Омовение ног является еще одним элементом этой литургии. Священник, подобно Христу, омывает ноги двенадцати прихожанам – пример любви и служения Христа, который Он дал Апостолам и всей Церкви Своей.
- Перенесение Святых Даров, которое совершается по окончании молитвы после Причащения. Этот обряд напоминает нам о взятии Иисуса под стражу. Церковь начинает вместе со Христом проходить Его путь Страданий. Существует традиция бдения в эту ночь.
В Страстную Пятницу и Святую Субботу в соответствии с древней традицией Церковь не совершает Евхаристию.
Страстная Пятница – день, когда «заклан за нас Христос – Пасха наша» (1Кор 5, 7). Евангелие от Луки говорит, что все произошло в девятом часу, а в наше время это 15:00, поэтому рекомендуется совершать Воспоминание Страстей Господних в это время. Воспоминание Страстей Господних состоит из трех частей:
- Литургия Слова, которая начинается с того, что священнослужитель в литургическом облачении красного цвета простирается ниц перед обнаженным алтарем, а верный народ преклоняет колени, и все молятся в тишине.
После этого предстоятель встает и идет на свое место, откуда произносит молитву. Чтения произносятся обычным образом, после которых читаются Страсти Христовы по Иоанну. Литургия Слова завершается всеобщей молитвой, в которой каждое воззвание состоит из приглашения к молитве, молитвы народа в тишине и молитвы предстоятеля.
- Поклонение Святому Кресту – вторая часть Литургии Воспоминания Страстей Господних. В этот день следует совершать коленопреклонение перед Крестом, тем самым поклоняясь Тому, Кто на Кресте. Крест, на котором был распят Христос, становится Орудием Спасения.
- Завершает Литургию этого дня Святое Причастие.
В соответствии со многовековой традицией, в Великую Пятницу по окончании Воспоминания Страстей Господних Святые Дары могут быть перенесены в часовню Гроба Господня и выставлены для поклонения
В Святую субботу церковь пребывает у гроба Господня, размышляя о страстях и смерти Христа.
«Согласно многовековой традиции, Святая Ночь – это ночь бдения во славу Господа (Исх 12,42). Верные, послушные словам Евангелия (Лк 12,35), держа в руках горящие свечи должны уподобиться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашел их бодрствующими и соделалихучастниками Своей трапезы.
Навечерие этой ночи, вершина и благороднейшее из всех торжеств, должно быть единственным в каждом храме. Оно устроено таким образом, что после Светильничного Богослужения и провозглашения Пасхи (первая часть Навечерия) Святая Церковь вспоминает великие дела, которые Господь Бог сотворил от начала для Своего народа, слушая внимательно слова и обетования Божии (вторая часть Литургии Слова); затем, при приближении дня Воскресения, Церковь со своими новым членами, возрожденными крещением (третья часть), призывается к трапезе, которую Христос Господь уготовал Своему народу Своей смертью и воскресением (четвертая часть Навечерия)» (Римский Миссал. Рубрика к Литургии Навечерие Пасхи в Святую ночь п. 1–2. с. 334).
Фото 1: Молитва у Гроба в Страстную Пятницу. Астрахань, 2023
Фото 2: Великий Пост. Анапа, 2023
Фото 3: Страстная Пятница. Ульяновск, 2023
Фото 4: Молитва Крестного Пути в Страстную Пятницу. Волгоград, 2023
Фото 5: Поклонение Кресту в Страстную Пятницу. Оренбург, 2023
Фото 6: Молитва у Гроба в Страстную Пятницу. Ульяновск, 2023
Фото 7: Омовение ног в Великий Четверг. Казань, 2023
Фото 8: Молитва у Гроба в Страстную Пятницу. Ростов-на-Дону, 2023
Фото 9: Воспоминание Тайной Вечери в Великий Четверг. Тамбов, 2023
Фото 10: Поклонение Кресту в Страстную Пятницу. Таганрог, 2023
Фото 11: Молитва у Гроба в Страстную Пятницу. Волгоград, 2023
Рубрика: Литургия