Внутренний зов: История св. Рафаила Калиновского

Мир и добро.

«Чудесный план Божий, исполняемый день за днём, верно и до конца»
Малгожата Червинска о св. РафаилеКалиновском

Юзеф Калиновский, который довольно рано услышал призыв Господа, долго испытывал неопределённость в призвании. Из его биографии мы узнаем, что в Орден Босых Кармелитов он поступил в возрасте 42 лет. Калиновский переживал много трудностей в своей молодости. Если бы мы не знали, что родился он в 1835 году и умер в 1907 году, то могли бы подумать, что речь идет о каком-то молодом человеке наших времён, который не знает, чего он хочет. Возможно, именно молодость св. Рафаила Калиновского будет утешением для молодого поколения и поддержкой для родителей, которые вместе со своими детьми переживают их трудности в этом изменчивом мире. Трудности в выборе школы; в том, как построить свою будущую жизнь; отыскать своё место в обществе и в Церкви.

Св. Рафаил описывает свою жизнь в книге «Воспоминания». Пишет он их уже в зрелом возрасте, за три года до своей смерти. На свою жизнь он смотрит с высоты прожитых лет и проводит её критическую оценку. Пожилой монах сосредоточен на тех фактах, которые отдаляли его от Бога; от той цели, о которой говорил ему внутренний голос. В своих записках он вспоминает о том, что, будучи юношей, вместо поступления в духовную семинарию в Вильнюсе, он поступил в земледельческую школу в Горы-Горках. «Так как я этого не сделал, значительная часть моей жизни, а прежде всего молодости, разбилась на куски, которые невозможно было собрать воедино. Она стала бесполезной для меня и других, превратившись в суету (…) Один ошибочный шаг спровоцировал второй, похожий». Этим шагом он считает прекращение учебы в Горы-Горках и поступление в Николаевскую инженерную академию в Петербурге. В это время он испытывает потерянность в студенческой, суетной жизни, и духовный кризис на протяжении10 лет. Всё это повлияло на то, что свою молодость он проживал поверхностно, без особых угрызений совести.

Ту же потерянность и неспособность понимания самого себя он описывает в своих письмах, чувствуя себя как в духовном, так и в эмоциональном плане разбитым. Он ищет лекарства, но не находит. То погружается в развлечения с друзьями, то мучается из-за их присутствия. Отстраняясь от развлечений и друзей, он через некоторое время снова ощущает себя одиноким. И так выглядит вся его тогдашняя жизнь. Он ни в чём не находит ни покоя, ни умиротворения. Слова, которыми он описывает своё состояние – это: «нестабильность», «изменчивость», «беспокойство». В то время Юзеф нигде так глубоко не открывается, как в переписке со своими родными. В ней мы можем заметить человека, который доверяет своим близким, и осознаёт ценность своей семьи, несмотря на далёкие расстояния. Именно в переписке он восстанавливает гармоничные отношения с родными. Там он разделяет с ними своё душевное состояние и не стесняется описывать свою борьбу и неудачи. Помимо его потерянности также видны и его упорные поиски истины и того, как прожить жизнь с пользой для других.

В ходе этих поисков он принимает решение оставить светскую жизнь в Петербурге и начинает трудиться на строительстве железной дороги. Этот новый опыт в сложных для него обстоятельствах и вдали от людей помогает ему открыть свои истинные желания. Он замечает, что суровые условия не вызывают у него плохого настроения или болезненной потребности в «веселой компании». Напротив, он чувствует свободу и готовность служить другим. После прочтения «Исповеди» св. Августина он обрёл покой и своего рода безразличие к утехам этой жизни. Среди корреспонденции Калиновского можно обратить внимание на его душевную переписку с женой брата. В одном из писем он пишет: «На самом деле мало что удерживает меня в этом мире». Получив её ответ, он выражает ей свою радость и благодарность от того, что она разделяет вместе с ним его тоску по иному миру. Эта тоска побуждает его принимать решения, основанные на истине и в согласии с внутренними ценностями, а дружеские, хотя и отдаленные отношения с близкими, помогают ему в этом. Именно нежное сопровождение близких помогает Юзефу приступить к Таинствам, к которым он не приступал уже 10 лет. Калиновский так вспоминает об этом: «После 10-ти лет отдалённости я вернулся в лоно Церкви; я приступил к исповеди и мне с этим очень хорошо. (…) Что было угодно Богу сделать в моей душе в те минуты, проведённые в исповедальне (…), может знать только тот, кто пережил подобное. (…) Еженедельная исповедь, частое Причащение возрождали мой дух и держали его в трезвости».

В поисках своего призвания Юзеф Калиновский рассматривал также и супружескую жизнь. У него были моменты влюблённости, которые он сам расценивал как юношеские увлечения, и которые нельзя было воспринимать всерьёз. Родные уже присмотрели для него хорошую партию в Целине Грушецкой, сестру жены его брата. Всё же Юзеф не питает иллюзий. Даже если на более глубоком духовном уровне тайна брака очаровывает его, то трезво оценивая себя, он пишет: «Вся поэзия супружеской жизни быстро разобьётся перед прозаической реальностью её мелких подробностей; издали оно так очаровательно, это земной рай, но вблизи приходится видеть множество новых красок, затемняющих изображение». Завидуя своему брату, его стабильной супружеской жизни, после его свадьбы он напишет: «Если я найду женщину, хотя бы немного похожую на твою жену, то сразу женюсь на ней, если только она захочет выйти за меня». И всё же Калиновский ощущает свою внутреннюю драму, а нерешительность в выборе семейной жизни оправдывает плохим здоровьем, нестабильной работой и денежной зависимостью. Всё это ведёт его к признанию, что ему приходится подавлять мечты о семейной жизни. В письме к своей знакомой он поделится: «Печальная судьба, но да свершится воля Того, Кто всем управляет. Смотреть на счастье других, а рядом видеть только холод (…). Эти грустные и серьёзные мысли приходят мне в голову в этом одиночестве, которое терзает меня и сеет семена запретного плода». Принимая волю Бога, он скажет: «Бог даёт ободрение и стойкость тем, кто несчастен и страдает. Я более опечален теми, кто избегает страданий и ищет утешения там, где им следует от них бежать».

Возможно, что сам того не понимая, он слышит в своём сердце голос Бога, который зовет его на Свою службу, и тихо, как капля воды, которая и «камень точит», невидимая благодать Божья точит в сердце Юзефа согласие полностью посвятить свою жизнь Ему. Сначала он говорит об этом, будто бы в шутку. В своих «Воспоминаниях»он описывает неожиданное для себя самого событие: «Однажды, в деревню приехал монах просить пожертвований на монастырь, никого не упуская; увидев меня, молодого офицера, он смело и радостно подошёл ко мне. К сожалению, у меня не было ничего, чем бы я мог поделиться с ним, поэтому я вежливо отказал и добавил, особо не задумываясь о том, что говорю, что вместо денежных пожертвований я сам буду служить Церкви. « Я поверю тебе на слово», – ответил добрый брат. – «Не забудь исполнить своё обещание». Всё сбылось спустя двадцать лет. Бог призвал меня служить в Своей святой Церкви».

Время от времени Юзеф задумывался о посвящённой Богу жизни: «Я думал о том, чтобы посвятить себя Богу в ордене Капуцинов в Варшаве, когда времена успокоятся, и Бог даст мне свободу».

Свободы св. Рафаилу пришлось ожидать долго, так как последующие годы были сложным периодом в его жизни. Вопреки своим убеждениям, он принял участие в январском восстании на посту начальника военной секции Исполнительного отдела Литвы, после чего был арестован и военный суд приговорил его к смертной казни. Благодаря влиятельному другу приговор был заменен на 10 лет каторги в Сибири. Все эти испытания обрушились на уже зрелого человека, духовно возрождённого. Юзеф Калиновский отправился в далёкую Сибирь с обновлённым духом. Беседуя с Богом в своём сердце в каждодневной молитве, он знал: «Мир может лишить меня всего, но остаётся одно убежище для него недоступное – молитва». Молитва давала ему силу не только нести свой крест, но также быть Симоном Киринеянином для ссыльных братьев. В течение этих лет именно молитва поддерживала в нём искру его призвания к служению Богу.

Юзеф Калиновский, вернувшись из Сибири, в 1874 году приехал в Варшаву, где стал воспитателем молодого князя Августа Чарторыйского (в последствии блаженного). Получив отказ в поступлении в Орден Капуцинов в Париже, он знакомится с тётей Августа Марией Ксаверией – босой кармелиткой, которой удалось заинтересовать его Орденом Кармелитов. По истечении трёх лет, расставшись с воспитанником, Юзеф 16 июля 1877 года поступает в новициат Босых Кармелитов в Граце и получает имя Рафаил св. Иосифа. 15 января 1882 он был рукоположен в священники. В ноябре этого же года был избран настоятелем монастыря в Чёрной. С 1899 года был делегатом провинциала по делам Босых Кармелиток. Эту должность он исполнял до своей смерти. В мае 1906 года был избран настоятелем монастыря в Вадовицах, где после почти года болезни почил 15 ноября 1907 года. Орден Босых Кармелитов считает св. Рафаила Калиновского обновителем Кармеля в Польше. Св. Рафаил был беатифицирован в 1983 году и канонизирован 1991 году. Является покровителем сибиряков, офицеров, солдат и тех, кто находится в трудных и безнадежных ситуациях.

Молодость св. Рафаила Калиновского прекрасно описывает его близкая родственница, живущая в наши дни, Малгожата Червинска: «Сталкиваясь с письмами человека, земная жизнь которого — уже закрытая страница в хронологическом порядке, мы всегда стоим в привилегированном положении всезнающего свидетеля. Мы легко можем ответить на многие вопросительные знаки, поставленные писателем в последующие моменты его жизни. (…) Я всегда с трепетом читаю эти страницы его жизни, потому что вижу в них упорный и терпеливый призыв Божий. Продолжаю видеть его ответ, данный Богу: сначала робкий и неуверенный, но постепенно всё более и более доверчивый и решительный, вплоть до безусловного, радостного «ДА!» Возможно, он, Юзеф, шёл дорогой во тьме и тумане, но я увидела её уже в полном свете окончательного свершения. Я увидела Любовь и Благодать, шаг за шагом следовавшие за ним, ожидающие только разрешения обнять его своей силой и повести за руку. Я увидела чудесный план Божий, исполняемый день за днём, верно и до конца. И я поняла, что своими слепыми человеческими глазами наблюдаю за делом Бога».

с. М. Рафаэлла Иисуса OCD, г. Усолье Сибирское (Иркутская область)

Фото 1: Алтарь св. Рафаила Калиновского (с саркофагом) в часовне монастыря Босых Кармелитов. Чёрная (Польша), 07.04.2024 г. Фотограф: Henry39
Фотографии из архива Босых кармелиток в Усолье Сибирском:
Фото 2: Рафаил Калиновский. Фотографии из разных периодов жизни.
Фото 3: о. Петрос Есаян в часовне Монастыря Босых Кармелиток с сёстрами общины. Усолье Сибирское.
Фото 4: Храм Святого Рафаила Калиновского в Усолье Сибирском.
Фото 5: Святая Месса с Генеральным настоятелем Ордена в монастыре Босых Кармелиток в Усолье Сибирском. Взгляд со стороны сестёр.
Фото 6: Община отцов-кармелитов. Усолье Сибирское (Иркутская область).
Фото 7: Сценка о св. Терезе Младенца Иисуса, подготовленная детьми из прихода для сестёр-кармелиток.
Фото 8: Пресвитерий храма Святого Рафаила Калиновского в Усолье Сибирском.

Рубрика: Будьте святы

Автор: