К цивилизации любви Бога. Социальное учение Католической Церкви. Часть 4.

К вящей славе Божией.

Часть 4. Продолжение.
Начало в номерах за февраль-март, апрель-май и июнь-август’2024

Содержание социального учения Церкви

Общие принципы социального учения Церкви

Общими принципами называются все те ориентиры, которые универсальны и постоянны.

Эти принципы, в свою очередь, образуют две группы: одну группу составляют так называемые «первоначальные принципы», поскольку они выражают фундаментальные реальности и составляют незыблемую основу социального учения Церкви, а другую группу составляют так называемые «производные принципы».

А) Первоначальные принципы

  1. Богословский принцип

Этот принцип утверждает Бога как первую и высшую реальность. Бог создал вселенную и человека, и Он есть первоначало своим творческим и промыслительным действием. Отсюда проистекает божественное начало социального измерения личности во всех его правильных проявлениях. Бог – первопричина, высшая основа и цель всех социальных отношений.

Эта вера в Бога как Отца всех людей свидетельствует о том, что все люди – братья, а следовательно, – настаивает на приверженности справедливости, миру и общему благу, которая понимается не просто как социологическое явление, а как конкретное выражение веры в Бога. Созидание мира, построенного на братских отношениях, – это серьёзное обязательство для верующего.

  1. Христологический принцип

Иисус Христос, человеческий лик Бога, войдя в историю человечества, окончательно искупил человеческую личность. Вера в первенство Христа приводит нас к убеждению, что всё общество, вся история имеют своё основание и начало в спасительной и освободительной миссии Иисуса Христа.

  1. Антропологический принцип

Этот принцип утверждает тотальное главенство человеческой личности над всем материальным порядком и во всех формах и областях человеческого сосуществования. Достоинство человеческой личности, «созданной по образу Божию», также предполагает ответственное использование всех благ творения и разумное распоряжение ими для достижения подлинного гуманизма и справедливого социального сосуществования.

  1. Принцип естественного права

Этот принцип утверждает существование порядка в природе, естественного закона и его божественного происхождения. Из этого принципа вытекает основная тема всеобщего предназначения всех материальных благ, созданных для всех людей и для всех народов.

Эти четыре начала: БОГ, ИИСУС ХРИСТОС, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН (ПРАВО), являются фундаментальными основами всего общественного сознания. Из этих начал следует, что:

– содействие благотворительности, а вместе с ней и справедливости, являются составными частями веры, а, следовательно, и евангелизации;

– поиск Царства Божия, которое будет иметь эсхатологическую полноту, начинается здесь и теперь, в конкретной истории, и именно здесь и теперь оно должно строиться и осуществляться;

– важность и достоинство каждой человеческой личности приводят нас к обязательству освободиться от всякого рабства, для того чтобы план целостного спасения, желаемого Богом, мог быть осуществлён;

– Активное присутствие христиан в построении мира «для всех», уважающего творение, является требованием веры, предполагающей следование по пути целостного освобождения.

Остальные принципы вытекают из этих четырёх общих принципов, поэтому их называют производными:

Б) Производные принципы

– Первичность человеческой личности

Утверждать главенство человеческой личности — значит утверждать, что социальные структуры и социальные институты имеют смысл только в той мере, в какой они ориентированы на продвижение, целостное и разумное развитие человеческой личности. «Всё, что есть на земле, предназначено для человека, представляющего собою средоточие и вершину всего» (Gaudium et Spes 12).

– Принцип солидарности

Принцип солидарности, регулирующий общественную жизнь, вытекает из достоинства личности. Неоспоримо, что природа человеческой личности социальна. Солидарность – это твердая и настойчивая решимость работать на общее благо; то есть на благо каждого, чтобы мы все действительно были ответственны за всех (Sollicitudo Rei Socialis 38). Благодаря солидарности мы видим в другом – будь то человек, народ, нация – нашего ближнего (Sollicitudo Rei Socialis 39).

– Принцип субсидиарности

Этот принцип является одним из наиболее динамичных для организации общества. Он применим ко всем сферам общественной жизни и содержит в себе два основных тезиса:

  1. Высшие органы власти не должны заменять нижестоящие органы, а действовать только тогда, когда они не в состоянии это сделать.
  2. Более высокие уровни должны помогать более низким уровням, чтобы они могли лучше достигать своих целей.

– Право-обязанность на демократическое участие

Принцип участия основан на фундаментальном равенстве всех людей. Не может быть настоящего общества, которое насаждается только сверху: то есть общества, созданного путем навязывания или манипуляции со стороны государства, которое всё предвидит, планирует и направляет.

– Общее благо

«Общее благо… есть совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства» (Gaudium et Spes 26).

– Примат труда над прибылью капитала

Труд человека делает его создателем и законным потребителем производимого товара. Эксплуатация рабочих ради капитала, по своей сути, порочна. Труд является ключом к правильной интерпретации социальной проблемы.

– Всеобщее предназначение благ

Все блага во вселенной принадлежат всем людям, потому что они — творение и дар Творца и общего Отца всех людей.

– Защита жизни

Продвижение «культуры жизни» — это создание условий, порождающих жизнь. Потому что наш Бог – Бог живых, и наше спасение основано на Воскресении Христовом.

– Выбор в пользу бедняков

Социальное учение Церкви разработано и написано с конечной целью защиты права бедных. Солидарность с бедными и бедных между собой есть знак верности христиан и всей Церкви Евангелию Иисуса.

– Борьба за справедливость

Христиане не могут сидеть сложа руки и ждать, пока справедливость, как по волшебству, снизойдёт к нам от Бога. Труд по совершенствованию общества – это борьба. Но это борьба не «против кого-то», а в пользу большинства бедных и простых людей. Бог освящает и укрепляет тех,кто открыто ведёт борьбу за общественное благо; тех, кто алчет и жаждет справедливости.

– Освобождение структур общества от греха

Свобода – это не какая-то данность. Свобода созидается и растет. Мы должны преодолеть индивидуалистическую концепцию свободы: мы свободны, когда свобода разделяется всеми. Построение свободы – это солидарный процесс освобождения: освобождения от социально-политического, экономического, культурного эгоизма; освобождения от индивидуального и социального греха и от последствий греха для людей и структур общества.

– Мир – плод справедливости

Мир является основой социального и политического сосуществования. Однако общественный мир, построенный на братолюбии, недостижим без справедливости. Несправедливость – великая разрушительная сила в нашем мире.

Мы также не должны забывать, что в основе войны лежат, как правило, реальные и серьёзные причины: несправедливость, разочарование в законных чаяниях, нищета или эксплуатация больших масс отчаявшихся людей, которые не видят объективной возможности улучшения ситуации мирным путём. Поэтому другое название мира – это человеческое и социальное развитие. Точно так же, как существует коллективная обязанность людей по предотвращению войны, существует и всеобщее обязательство по содействию развитию мирного общества (Centesimus Annus 52).

о. Альфредо Паласиос, Нальчик

Фото 1: о. Альфредо Паласиос провозглашает Евангелие во время Литургии. Храм Благовещения. с. Благовещенка (КБР), 07.07.2024.
Фото 2: Ночное бдение в храме Благовещения. Пресвитерий. Фотограф Ольга Панкратова.
Фото 3: 10-летний Юбилей освящения храма в Благовещенке, 07.07.2024.
Фото 4: Проповедь Владыки Клеменса. Храм Благовещения. с. Благовещенка (КБР), 07.07.2024.
Фото 5: Ночное бдение. Придел Пресвятой Богородицы. Надпись на стене: «Я увидел страдание народа Моего и услышал вопль его» (Исх 3, 6). Фотограф Ольга Панкратова.
Фото 6: Прихожане из Благовещенки, Прохладного и Нальчика с Владыкой и священниками у стен храма Благовещения, 07.07.2024.
Фото 7: Природа Кабардино-Балкарии. Фотограф Ольга Панкратова.

Рубрика: Каритас Юга России, Учение Церкви

Автор: