От Успения Богородицы до Христа Царя Вселенной: Воскресенья и праздники Рядового времени

Caritas Christi urget nos

Рядовое время, о котором мы начали размышлять в прошлом номере журнала «Климент», является самым длинным периодом литургического года. Хочется напомнить, что рядовое время начинается с Крещения Господня, которое празднуется в воскресенье после Богоявления, длится до начала Великого поста, и продолжается после Пятидесятницы, до самого первого воскресения Адвента (Следует отметить, что Адвент, как начало нового литургического года, принимается только в латинском обряде, а литургический календарь восточных церквей, ориентирован на Пасху). В прошлом номере мы остановились на Торжестве Успения Пресвятой Девы Марии. В этом же размышлении мы затронем период от сентября до Торжества Христа – Царя Вселенной.

В этот период литургический календарь затрагивает, наиболее почитаемые в народе праздники и дни памяти святых. Их можно разделить на три группы.

Первая группа – праздники и дни памяти Божьей Матери. Мне бы хотелось выделить два из них, которые являются особенно значимыми для народа в России. 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы и 7 октября – Матери Божьей Розария. Праздник Рождества Богородицы и память Матери Божьей Розария для меня наиболее важны, так как являются престольными праздниками в двух приходах, в которых я несу служение.

Ко второй группе относится праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 14 сентября.

И наконец, третья группа – Торжество Всех Святых (1 ноября) и Поминовение всех усопших верных (2 ноября).

Рождество Пресвятой Богородицы

Библейские данные о жизни Марии весьма скудны. Поэтому некоторые данные были восполнены из апокрифов, в которых содержится множество сведений, хотя многие сведения достаточно сомнительны. Основные сведения о жизни Марии взяты из так называемого протоевангелия Иакова, написанного в середине второго века. В нём повествуется о родителях Марии – Иоакиме и Анне, о чудесном зачатии, о её детстве, которое Она провела при Иерусалимском храме, а также о её обручении с Иосифом.

Рождество Богородицы празднуется как в восточной, так и в западной традиции – в византийском обряде оно относитсяк двунадесятым праздникам, а в латинской традиции имеет статус праздника. Дата празднования была установлена ровно 9 месяцев спустя после непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, которое празднуется 8 декабря. «Праздник восходит к освящению в Иерусалиме церкви св. Анны, которая в V веке была воздвигнута на предполагаемом месте дома, где родилась Пресвятая Дева. С VI века праздник засвидетельствован в Константинополе, с VII века – в Риме» (Михаил Канцлер. «Литургия Церкви» том III. стр. 224).

День памяти Матери Божьей Розария, который приходится на 7 октября, стоит выделить, так как молитва Розария стала излюбленной молитвой для многих католиков, независимо от традиции и обрядов. Эта простая молитва позволяет размышлять о Тайнах жизни Иисуса Христа и Пресвятой Девы. Многочисленные чудеса совершаются по сей день, благодаря этой молитве. Её распространение так же началось с чуда победы. «Молитвам по розарию была приписана победа христиан под водительством Хуана Австрийского над турецким флотом в морской битве под Лепанто 7-го октября в 1571 году. Папа Пий V вскоре назначил на 7-е октября «праздник Блаженной Девы Марии по случаю Победы». Его преемник Папа Григорий XIII позволил всем церквам, в которых имеется алтарь Розария, праздновать в 1-е воскресение октября праздник Св. Розария, а Папа Климент XI, когда принц Евгений Савойский в 1716 году добился победы над турками под Петервардейном, распространил его на всю церковь. Папа Пий X вернул праздник на его историческое место, т. е. на 7-е октября» (Михаил Канцлер. «ЛитургияЦеркви» томIII. стр. 226-227). Одной из традиций Церкви является ежедневное чтение Св. Розария в течение всего октября.

Воздвижение Креста Господня

«Ты даровал роду человеческому спасение древом крестным: орудием смерти пришло воскресение жизни, и древом победивший враг побеждён был древом через Христа, нашего Господа» (Префация Святой Мессы на Воздвижение Креста Господня ), таким образом префация раскрывает тайну праздника Воздвижения креста Господня, которое празднуется 14 сентября. Крест Господень, является отличительным знаком всего христианского мира. История этого праздника начинается с освящения Церкви мучеников на Голгофе, которое совершилось 13 сентября в 335 году, о чём свидетельствует Эгерия. Она – как бы мимоходом – сообщает о том, что императрица Елена нашла Св. Крест в 320 году: главный акцент, однако, делается на освящение храма.

То же самое относится к армянскому Лекционарию из Иерусалима: 13 сентября праздновали воспоминание об освящении базилики св. Воскресения, на следующий день – освящение Церкви мучеников, причем при этом общине показывали реликвию Св. Креста. Центр тяжести сместился с освящения церкви на торжественное возвышение реликвии Креста, которое было связано с выбором возвышенного места, отчего и происходит наименование праздника «exaltation crucis» (Воздвижение креста).

«Праздник быстро распространился на Востоке и на Западе, и в VII в. на Западе был воспринят с удвоением: обретение Креста стало праздноваться 3 мая, а Крестовоздвижение– 14 сентября» (Михаил Канцлер. «Литургия Церкви» томIII. стр. 203). Изначально во время Папского богослужения в честь этого праздника показывали реликвии Креста и совершали поклонение. Позднее поклонение реликвии сменилось поклонением изображению креста. Согласно Римскому Миссалу, праздник 3 мая был упразднен, остался праздник 14 сентября. В настоящее время в день праздника, предлагаются особые богослужения в честь Святого Креста: Крестный путь или поклонение Святому Кресту.

В византийском и армянском обрядах существует несколько крестовых праздников. Но только Воздвижение Креста в Византийском обряде – один из двунадесятых праздников, а в армянском обряде – один из пяти главных праздников.

Вступительная молитва Святой Мессы на Воздвижение креста говорит об участии в плодах искупления, через познание Тайны креста. Таким образом, вся тематика этого праздника напоминает нам о Литургии Страстной пятницы. Крест становится высшим проявлением любви Бога к человеку.

Месяц ноябрь является завершающим в литургическом году, и чтения последних недель литургического года наполнены эсхатологической тематикой. Но открывают этот месяц Торжество Всех Святых и день Поминовения всех усопших верных. По традиции некоторых мест, весь месяц ноябрь посвящён молитве за усопших.

У истоков Торжества Всех Святых стояло освящение бывшего храма Пантеона Папой Бонифацием IV в честь Девы Марии и Всех святых (хотя изначально имелось в виду почитание лишь всех святых мучеников). Папа Григорий позднее освятил ораторий в соборе Святого Петра в честь Спасителя, Его Матери, апостолов, мучеников и всех праведников почивших. И именно это дало начало этому празднику. Первоначально датой празднования было 13 мая – день освящения Пантеона. Но впоследствии Рим перенял у Англии и Ирландии дату 1 ноября, которая там укоренилась уже с 8-го века.

В Римском Миссале после II Ватиканского Собора, Торжество Всех святых приобретает немного иной характер – к числу поминаемых святых в этот день, относят не только официально провозглашенных, но и всех умерших, достигших совершенства, среди которых несомненно могут быть наши умершие знакомые и друзья. С уверенностью можем сказать, что число достигших совершенства несомненно больше, чем число официально провозглашенных святых.

Такой подход позволяет перейти к дате 2-го ноября – ко дню Поминовения всех усопших. Церковь постоянно напоминает своим чадам молиться за усопших, выделяя при этом отдельный день в году именно для совместной молитвы. Папа Бенедикт разрешил священникам в этот день совершать три мессы (Каждый священник может служить вторую мессу в будни дни только из пастырских соображений, и воскресные дни три мессы так же из пастырских соображений): одну Мессу в собственной интенции, вторую Мессу за всех усопших верных, третью Мессу в молитвенных интенциях Папы Римского. Тексты трёх месс пронизаны верой в пасхальную тайну и молением ко Господу, чтобы усопшие вошли в славу Господню.

Кроме того, в период с 1 по 8 ноября можно получить полную индульгенцию для усопших при условии посещения кладбища, исповеди, причащения и молитвы в интенциях Папы Римского.

Существует традиция посещения кладбищ и совершения крестного хода. В начале крестного хода Предстоятель после приветствия народа обращается словами: «Дорогие братья и сёстры во Христе, мы собрались на этом кладбище могил наших близких и знакомых. Пусть нашей любовью будут охвачены и те, чьи могилы находятся на других кладбищах, в дальних или неизвестных нам местах» (Требник. стр. 541),  тем самым охватывая своей молитвой всех усопших. Крестный ход состоит из пяти стояний, которые имеют определённое молитвенное намерение. Первое стояние – молитва об усопших церковнослужителях. Второе стояние – молитва об усопших родителях, родных и друзьях. Третье стояние – молитва об усопших прихожанах. Четвёртое стояние – молитва обо всех усопших. Пятое стояние – молитва о собравшихся. Последнее стояние призывает верных задуматься о моменте смерти, которого никто не знает, однако не смерть должна пугать человека, но только грехи, отсутствие покаяния и Божье правосудие. Крестный ход завершается ходатайственной молитвой: «Всемогущий, вечный Боже, властвующий над живыми и мёртвыми и оказывающий Свое милосердие всем, кто благодаря своей вере и добрым делам принадлежит Тебе, смиренно молим Тебя: пусть те, о ком мы молились, живут ли они ещё на этом свете или уже перешли в вечность, по заступничеству Твоих святых и по Твоей милости получат благодать отпущения грехов» (Требник . стр. 545).

В конце литургического года, в последние недели ноября в будние дни в Литургии Слова читается эсхатологическая речь Иисуса, которая находится в Евангелии от Луки, а также чтения из книги Даниила и Откровения. Эсхатологическая тематика, также проявляется в совершении Литургии часов, особенно в текстах 34-ой рядовой недели, когда в течение всей недели предлагает использовать к часу чтений, к утрене и к вечерне гимн «День гнева» (Гимн XIII века, который повествует о последнем дне суда, когда Господь явится во славе судить живых и мёртвых). Таким образом, последние недели Рядового времени готовят человека ко второму пришествию Христа, а также подводят нас к новому литургическому году, который начинается с первого воскресения Адвента.

о. Сергей Бабаджанян, Краснодар

Фото 1: Поклонение Кресту в престольный празднык Воздвижения Святого Креста. Ульяновск. 14.09.2023. Фотограф: Юлия Талль.
Фото 2: Армяно-католическая церковь Рождества Богородицы в Белореченске. О. Денис-Мария Смолко благословляет учеников и школьные принадлежности, 3 сентября 2023 г.
Фото 3: Святая Месса в Рождество Пресятой Богородицы. Во дворе храма в Тамбове. 08.09.2024 г.
Фото 4: Крестный ход вокруг храма Воздвижения Святого Креста в Казани. 15.09.2024 г.
Фото 5: Торжество Христа Царя. 26.11.23г. 30 лет освящения храма Христа Царя в Марксе.
Фото 6: Похороны с. Анны Мерковской SJE. Храм Христа Царя в Марксе. 21.07.2000 г.
Фото 7: Старое католическое кладбище в немецкой колонии. Поволжье. Фотограф: епископ Клеменс Пиккель.
Фото 8: Молитва на кладбище в День поминовения всех усопших. Таганрог. 02.11.2021 г.

Рубрика: Литургия

Автор: