В единении с Церковью Небесной

Молись и работай.

Глава седьмая (предпоследняя) соборного документа «LumenGentium» говорит об эсхатологической природе странствующей Церкви и о её единстве с Церковью небесной. Как понять эти очень важные, но, может, трудные определения? Церковь Христова, которой являемся все мы, верующие и призванные к святости христиане, не создана только для вечного обитания на земле, но она находится в пути, в дороге к вечной, небесной славе.

Жизнь наша на земле – дорога к жизни вечной, то есть в дом Небесного Отца. Мы– Церковь, странствующая на земле и идущая, стремящаяся, направленная к Небу, к Богу. Только там Церковь будет иметь свое совершение и восстановление всех во Христе. Там, в Жизни Вечной, мы, укреплённые верой, надеждой и любовью, прожив земную жизнь и имея надежду на будущие блага, мы совершаем наше спасение. Но подготовкой к этому является наше пребывание, наша жизнь земная, ибо «странствующая Церковь в своих таинствах и установлениях, принадлежащих нынешнему веку, несёт на себе преходящий образ мира сего и живёт среди мирных созданий (…)» (LG 48). И дальше документ мудро нам напоминает: «поскольку же не знаем мы ни дня, ни часа, то надлежит нам (…) постоянно бодрствовать, чтобы по окончании единственного пути нашей земной жизни удостоиться войти со Христом на брачный пир и сопричислиться ко благословенным» (там же).

Здесь нам также следует помнить об одном очень важном моменте: все мы, то есть те, кто на земле и все, кто ушли из земной в жизнь вечную – все мы являемся одной Церковью. «Одни из Его учеников странствуют на земле, другие, окончив эту жизнь, очищаются, третьи же, прославленные, созерцают Триединого Бога (…) Все мы общаемся в одной и той же любви к Богу и к ближнему и воспеваем один и тот же гимн славы Богу нашему (LG49). И далее: «ибо все те, кто Христовы, кто имеет Его Духа, созидаются в единую Церковь и сочетаются друг с другом во Христе» (там же). Документ очень красиво называет это общение «единством странствующих со своими братьями, почивающими в мире Христовом» и это общение не прерывается, и оно помогает «нашей немощи» (там же).

На основе этого братского общения и единства мистического Тела Иисуса, Церковь всегда молилась и молится за усопших, совершает о них Святую Евхаристию и чтит память тех, кто почитается святым. Церковь земная просит их о молитве и заступничестве. В первую очередь, любовь и почтение касается пресвятой Девы Марии, потом Апостолов и многих святых: мучеников, исповедников,подвижников христианских и тех, «кто теснее следовал целомудрию и нищете Христа» (LG 50). Церковь призывает не только молиться и почитать, но и подражать им. Созерцая их жизнь, мы:

– получаем новое побуждение в поисках спасения;

– научаемся вернейшему пути, который ведёт нас к святости, то есть совершенному единению со Христом;

– преображаемся в образ самого Христа.

Однако память святых мы чтим не ради одного лишь примера, но «ещё более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через пестование братской любви (…). Поэтому в высшей степени подобает, чтобы мы любили этих друзей и сонаследников Иисуса Христа, наших братьев и славных благодетелей и воздавали за них благодарение Богу» (LG50). Но наше единение «с небесной Церковью тогда осуществляется самым возвышенным образом, когда – и прежде всего, в священной Литургии(…) – в общем ликовании мы совместно воздаем хвалу Божественному Величию» (там же).

Короткая глава VII заканчивается несколькими важными напоминаниями, которые Собор передает нам, а именно, что, помня, заботясь о почитании, культе святых, мы на земле:

– продолжаем веру наших предков в живом общении с «братьями, пребывающими в небесной славе» (LG 51);

– должны заботиться об устранении разных злоупотреблений, недостатков и искажений этого почитания и исправить их «к большей славе Христа и Бога» (там же);

– должны исповедовать, что «подлинное почитание святых заключается не столько во множестве внешних проявлений, сколько в действенной силе нашей любви, посредством которой (…) мы ищем у святых и пример жизни, и участие в общении, и помощь через заступничество» (там же);

– должны, с другой стороны, наставлять верных и помнить, что наше общение со святыми, если оно воспринимается в полноте веры, не умаляет поклонения, воздаваемого Богу Отцу через Иисуса в Святом Духе, а обогащает его.

Всё это ведёт всех нас едино к небесной славе и к моменту, когда «явится Христос и произойдёт славное воскресение мёртвых, слава Божия осветит Небесный Град и светильником его будет Агнец (…) Тогда вся Церковь святых в наивысшем блаженстве любви будет поклоняться Богу и Агнцу единым гласом» (LG 51).

о. Вальдемар Важиньски CSsR, Орск

Рубрика: Учение Церкви

Автор: