Евангелие – место встречи с Господом

Любовь Христова побуждает нас.

О. Данило Магела IVE является представителем Конференции Католических Епископов Российской Федерации по подготовке к Юбилею. Он сопровождает верных нашей епархии на пути к Юбилейному году. Первый момент подготовки касается углубления понимания Второго Ватиканского Собора. В этом номере о. Данило отсылает нас к догматической конституции Dei Verbum (DV). Это одна из четырёх конституций Второго Ватиканского собора и один из наиболее важных документов, принятых на нём. Она посвящена Божественному Откровению, роли Священного Писания и Священного Предания в жизни Церкви.

Однажды, проповедуя группе молодых студентов в Кракове, кардинал Кароль Войтыла, будущий папа римский, сказал: «Если речь идёт о лишении человека его отношений с Богом – совершенно интимных и тайных, но реальных – если, повторяю, мы лишаем человека его отношений с Богом, тогда человеческая жизнь превращается в бесконечное множество проблем, которые имеют малую значимость. И тем разрушается внутренняя жизнь каждого человека и, в то же время, разрушается коллективная жизнь людей и человечества» (Ejercicios espirituales para jóvenes, Biblioteca de autores cristianos. Madrid, MCMLXXXII. pag. 9).

Эти слова своевременны в рамках продолжения нашей подготовки к юбилейному году.И поэтому мы хотели бы немного поразмышлять о том, какое большое значение Слово Божье имеет в жизни христианина – не только в области знания, но и в духовной и молитвенной сфере.

Библия похожа на огромный лес, и нам нужен проводник, чтобы ориентироваться в ней. Это большая библиотека, и для входа в неё нужен ключ. Нет другого проводника, кроме того, кто хранит этот «ключ», Иисуса из Назарета, «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3, 7). Он – Тот, Кто придаёт Библии единство, указывает на адресатов Своего послания: «И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк 10, 22). Это откровение Отца через Сына проходит через Библию и соединяет Его с адресатами, как учит нас Церковь: «Таким образом, невидимый Бог по обилию любви Своей, говорит к людям, как к друзьям, и с ними беседует, чтобы приглашать их к общению с Собой и принимать их в это общение» (Догматическая Конституция о Божественном Откровении, Dei Verbum, 1). Именно обычным людям дано услышать «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» (Лк 10, 21). Мудрым и благоразумным очень трудно туда добраться, если они не станут смиренными учениками Того, Кто сказал: «Я Есмь Путь, Истина и Жизнь». Иисус объединяет и резюмирует всё библейское откровение, поскольку Он одновременно является посланником и посланием: «Но внутренняя истина как о Боге, так и о спасении человека, сияет нам через это откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего откровения» (Dei Verbum, 1),поскольку недостаточно всех букв в книге, чтобы выразить Его бесконечное послание. К счастью, есть Святой Дух, о котором Иисус сказал: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин 14, 26), –Он дает нам почувствовать и внутренне ощутить простоту послания при всей сложности написанного: «Через Божественное откровение Бог восхотел явить Себя Самого и сообщить предвечные определения Своей воли о спасении людей, дабы соделать их причастниками божественных благ, которые совершенно превосходят человеческое разумение» (Dei Verbum, 6). Дух святой учит нас тайному коду, который позволяет нам понять Слова Христа, так же, как поняли дваученика, направлявшихся в Эммаус, которые не узнали учителя, но Христос «начав с Пророков, толковал им в Писании всё, что касалось Его» (Лк 24, 27).

Святой Дух, который говорил через Пророков, также является тем, Кто вдохновляет переводы Библии, которые Церковь, Невеста Христова, обязана интерпретировать и беречь: «Но обязанность подлинно толковать написанное или переданное Слово Божие было вверено одному живому Учительству Церкви, власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа. Это Учительство не превышает Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано, так как, в силу Божественного поручения и при содействии Духа Святого, оно благочестиво слушает слово, свято хранит, верно излагает его и черпает в этом едином залоге веры всё то, чему оно предлагает верить как богооткровенному» (Dei Verbum, 10).

Давайте завершим это наше размышление, снова обратившись к мудрости Святого, который так много внёс в Церковь именно потому, что его жизнь была отражением Евангелия Христа. Святой Иоанн Павел II учит нас: «Евангелие состоит в доверииБогак человеку. И если мы его не понимаем, или неверно интерпретируем Евангелие, это означает, что мы не дошли до него, до конца. В нём Бог говорит человеку о Самом Себе. Но не так, как это сделал бы летописец. Нельзя говорить о себе с отстранённой холодностью летописца. Бог говорит о Себе, предлагая Себя же посредником. В Евангелии самое важное не слово, а реальность. Конечно, это – письменная форма, но она – всего лишь средство раскрыть нам эту реальность: Бог говорит о Себе… В Евангелии Бог говорит о Себе, говорит, кто Он, доверяет нам это знание. Кто Он в своей божественности, в своей глубокой реальности. Он говорит, что Он любовь, и говорит в полном смысле этого слова. Да, Бог есть любовь, потому что Он Отец и Сын и Дух Святой. Так что Он сама по себе любовь… Евангелие нельзя только читать. И, может быть, вы думаете, что я собираюсь сказать: Евангелием нужно жить? Этого тоже было бы мало. В Евангелии надо с Ним встретиться – да, именно встретиться!… В Евангелии нужно встретиться с Богом. Это абсолютное открытие! Это не просто мысль о Боге. Это абсолютное открытие! …Если этой встречи не произошло, значит, Евангелие ещё не прочитано!» (Ejercicios espirituales para jóvenes, Biblioteca de autores cristianos. Madrid, MCMLXXXII. pag.16-18).

Рубрика: Юбилей 2025

Автор: