БУЭН КАМИНО!

Любовь Христова побуждает нас.

Путешествуя автомобилем, мы следим за дорожными указателями. Нам хочется попасть как можно быстрее к цели и не терпится узнать, сколько же ещё километров осталось преодолеть. Когда мы видим знак-указатель расстояний «790 км», то тяжело вздыхаем, потому что это так ещё далеко до цели! Именно такой знак-указатель находится в местности Ронсесвальес на севере Испании. Возле этого знака фотографируются тысячи паломников, которые пешком (!) отправляются по одному из нескольких паломнических маршрутов, ведущих в Сантьяго-де-Компостела ко гробу святого Апостола Иакова Старшего: по длинному, самому известному и самому популярному из них – Пути Французских Королей.

Буэн Камино! (Доброго пути!) Так приветствуют друг друга паломники на всех маршрутах Пути Святого Иакова – Camino de Santiago. Отправимся же и мы с ними.

«Млечный Путь»

Наиболее важными в христианском мире считаются три паломнических места: Иерусалим (Святая Земля) с Гробом Иисуса Христа; Рим (Италия) с гробницами свв. Апостолов Петра и Павла; Сантьяго-де-Компостела (Испания) с гробом Апостола Иакова Старшего. Паломничества в эти три святых места считались наиболее важными, и им был присвоен ранг Peregrinationes maiores (primarie) – т. е. «большие паломничества» («Первостепенные паломничества»).

Но откуда на севере Испании гроб святого Иакова – ведь в Деяниях Апостолов конкретно сказано, что мученическую смерть Иаков принял в Иерусалиме, первым из Апостолов отдав свою жизнь, свидетельствуя о Господе (см. Деян 12,1–2). Ответ находим в преданиях. Согласноодному из преданий, мощи Апостола Иаковав лодке по Средиземному морюего ученики перевезли в Испанию, гдеАпостолИаков в своё время проповедовал Евангелие. Со временем же, в тяжёлый для христианства период,местоположение мощей было забыто.И вот, спустя несколько веков,мощи чудесным образом были обретены: в начале IXв. монах-отшельник (о чём тоже повествует предание) увидел звезду (по другой версии – целый звездопад), которая указала путь к месту, где и была обнаружена гробница с нетленными мощами Апостола.

Также по одной из легенд (приведённой в «Кодексе Каликста»), императору Карлу Великому (+ 814) – «отцу Европы», объединившему после падения Римской империи бо́льшую часть Западной и Центральной Европы, приснился сон, что через всю Францию и Испанию простирается звёздный Млечный Путь, который ведёт ко гробу Апостола Иакова. Этот сон оказался пророческим – со временем через всю Францию и Испанию ко гробу Апостола Иакова пролёг паломнический путь, который стали называть:«Млечный Путь» (кстати, основной маршрут Пути Святого Иакова – Французский Путь – в летние месяцы действительно проходит вдоль астрономического Млечного Пути, и паломники использовали его как указатель направления). А в некоторых регионах Испании и Франции астрономический Млечный Путь носит название «Звёздный Путь Святого Иакова».

По указу короля Альфонса II (760–842), правителя Астурии,над мощами Апостола Иакова построили небольшую церковь, а место это назвали Компостела (от лат. CampusStellae –«звёздное поле» или «место, обозначенное звездой»). Король Альфонс II самолично совершил паломничество к мощам Апостола, широко объявив об этом в своём королевстве и за его пределами (как сейчас бы сказали – разрекламировал).

Всё возрастающая популярность

И ко гробу Апостола Иакова устремились паломники; это паломничество становилось всё более популярным. Тем более, что в связи с захватом Святой Земли мусульманами, пошло на спад паломничество в Святую Землю.

Поскольку количество паломников в Сантьяго-де-Компостела возрастало, в 1075 г., на месте небольшой церкви, некогда построенной над мощами Апостола Иакова, началось строительство большого собора, которое длилось до 1211 г. Возведённый собор с мощами Апостола стал одним из важнейших храмов Средневековья.Сейчас этот кафедральный собор, величественно возвышающийся на главной площади Сантьяго-де-Компостела и являющийся величайшим творением романского стиля (с дополнениями готического и барочного), привлекает не только огромное количество паломников, но такжеи туристов со всего мира. С великолепного барочного фасада собора, украшенного колоннами, статуями, резьбой по камню, на паломников взирает статуя Апостола Иакова с посохом в руке и в паломнической одежде, украшенной ракушками.

Расцвет популярности

Очередной важной вехой возрастания популярности паломничествав Сантьяго-де-Компостела стало установление Папой Каликстом II (г. п. 1119–1124) полной индульгенции за пройденный Путь Святого Иакова.

Важную роль сыграл также«Кодекс Каликста» (Codex Calixtinus) – красочно иллюстрированная рукопись XII в., приписываемая авторству Папы КаликстаII, в которой содержатся: описание деяний АпостолаИакова; литургические тексты, проповеди, гимны и музыкальные произведения, посвящённые Апостолу Иакову; а также описание Пути в Сантьяго-де-Компостела. Эта рукопись была главным путеводителем для паломников, идущих по Пути Святого Иакова.

Всё это содействовало популяризации Пути Святого Иакова. И в Средневековье всё большее количество паломников направлялось к мощам Апостола Иакова. Вдоль паломнических путей кипела жизнь: развивались города, строились мосты, открывались постоялые дворы.

Закат и последующее возрождение Пути

Но эпидемии чёрной чумы, а позднее отрицающая паломничества протестантская Реформация (XVI и первая половина XVII вв.), а также боровшаяся с Церковью Французская революция (конец XVIII в.) оказали негативное влияние на паломническое движение, и поток паломников со временем иссяк.

И лишь во второй половине XX в. Путь Святого Иакова постепенно вновь обретает былую популярность. Важную роль в его возрождении сыграл Дон Элиас Валинья Сампедро (1929–1989) – испанский священник иписатель. Дон Элиас подготовил Путь теоретически, написав первый современный путеводитель ко гробу Апостола Иакова; этот путеводитель стал издаваться массовыми тиражами на разных языках.

Неоценима также практическая сторона деятельности Дона Элиаса.В 1984 г. Дон Элиас и его помощники произвели полную маркировку Французского Пути, начиная от Сен-Жан-Пье-де-Пор во Франции, через Памплону и Леон, до Сантьяго-де-Компостела. Маркировку нанесли жёлтой краской.

Почему именно жёлтой?

Дон Элиас в городе O Cebreiro отремонтировал храм и рядом с ним построил гостиницу-приют для паломников (albergue), создав своеобразный паломнический центр на Французском Пути в Сантьяго-де-Компостела. Останавливающиеся здесь паломники в разговорах жаловались на плохое обозначение Пути. Поэтому Дон Элиас решил создать солидную маркировку. По «счастливой случайности» рядом заканчивался ремонт дороги и Дон Элиас выкупил у рабочихвсю оставшуюся жёлтую краску, которой рабочие проводили разметку. И этой краской начал маркировать маршрут жёлтыми стрелками. Сейчас эти жёлтые стрелки (указывающие направление) наравне с ракушками являются символом Пути Святого Иакова.Их можно увидеть во многих европейских странах, потому что паломнические маршруты Пути Святого Иакова начинаются также в странах, находящихся за пределами Испании, а затем эти многочисленные ручейки со всех сторон стекаются в основные реки главных маршрутовПути на территории Испании, чтобы привести наконец ко гробу Апостола.

Почему именно ракушки

В Средневековье, в разгар популярности Пути Святого Иакова, многие паломники, достигнув Сантьяго-де-Компостела, проходили ещё около 90 км и завершали Путь у мыса Финистерре на берегу Атлантического океана (от лат.Finisterrae – «конец земли»); там сейчас стоит указатель километража с цифрой «ноль». На «Конце земли» паломники сжигали износившуюся на Пути обувь как символ завершения паломничества и обновления жизни. И там же собирали ракушки в доказательство прохождения Пути (по примеру паломников в Святую Землю, которые в доказательство своего паломничества привозили из Святой Земли пальмовые ветви).

Так ракушка стала символом паломничества ко гробу Апостола Иакова. Как желобки ракушки сходятся в одной точке – так и разные маршруты Пути сходятся в Сантьяго-де-Компостела у гроба Апостола. И все паломники на Пути обязательно имеют при себе этот символ, помещая его на одежде, на посохе, на шляпе, на рюкзаке.

Данная ракушка – это раковина морского гребешка. Интересно, что в названии этого вида морского гребешка в латинском и во многих других языках содержится имя Святого Иакова. Например: Pecten jacobaeus (лат.), Conchiglia di San Giacomo (итал.), Coquille Saint-Jacques (франц.), Jakobsmuschel (нем.), Ibskal (датск.), Jakobsmantel (голландск.), Jakobova kapica (сербохорватск.), Hřebenatka svatojakubská (чешск.), Małża Świętego Jakuba (польск.), Jakoba pekteno (эсперанто).

Символ паломничества Странствующей Церкви

Со временем ракушка стала символом паломничества вообще, и даже символом странствующего народа Божия.Например, Папа Бенедикт XVIпоместил ракушку на своём папском гербе каксимвол паломничества Странствующей Церкви. А24 апреля 2005 г. на инаугурационной Мессе (Месса введения на Папский Престол) новоизбранный Папа как пастырь Странствующей Церкви был облачён в золотой орнат с изображениями ракушек. Затем, в ноябре 2010 г.,Бенедикт XVIпосетил Сантьяго-де-Компостела с апостольским визитом, где принял участие в празднованиях Юбилейного года Святого Иакова (Юбилейный год Святого Иакова празднуется в тот год, когда День Святого Иакова – 25 июля – приходится на воскресенье).Во время этого визита Папа был одет в одежды паломника – и тожес изображением ракушки. В своей приветственной речи Бенедикт XVI сказал, что в этот Святой год он прибыл ко гробу Апостола «как паломник среди паломников». В своей речи Бенедикт XVI объяснил глубокий смысл христианских паломничеств и отметил, что следование по паломническим путям, таким как Путь Святого Иакова, сформировало христианский облик всей Европы.

Культурное наследие

В 1982 г. его предшественник Папа св. Иоанн Павел II,облачённый в одежды пилигрима и с посохом, совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостела (пройдя пешком небольшой отрезок Французского Пути) и в Кафедральном Соборе провозгласил «Европейский Акт», в котором, в частности, сказал: «На протяжении веков это место стало точкой притяжения для Европы и для всего христианства <…>. Сюда прибывали из Франции, Италии, из Центральной Европы, из нордических стран и из славянских народов христиане всех сословий: от королей – до крестьян; христиане всех духовных уровней: от святых, таких как Франциск Ассизский – до грешников, совершающих публичное покаяние. <…>Из Сантьяго я …взываю к тебе, Европа! …Найди себя, найди свои корни и вдохни в них жизнь! Великий Гёте написал:Европа родилась из паломничества, а её родным языком является христианство”».

После этого визита Иоанна Павла II Совет Европы признал Путь Святого Иакова маршрутом, имеющим особое значение для культурного наследия европейского континента. В 1987 г. Путь Святого Иакова (первым среди европейских маршрутов) был объявлен Европейским культурным маршрутом, а в 1993 г. этот маршрут был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Camino – христианский фундамент Европы

В становлении европейского сообщества на христианском фундаменте паломнический Путь Святого Иакова играл ведущую роль. Паломничества по дорогам Европы имели не только духовное измерение, но также имели неоценимое значение для развития европейской культуры. Паломники из разных стран общались между собой, обучались новым языкам; узнавали обычаи других народов и их быт; посещая храмы, знакомились с сакральным искусством разных периодов в разных странах. Это были своего рода народные университеты, благодаря которым развивалась культура Европы, основанная на общих – христианских – ценностях. И все «студенты» этих «университетов» чувствовали себя частью единой европейской цивилизации.

Путь сегодня

Сегодня Путь Святого Иакова вновь обрёл большую популярность. По данным на 2017 г., сеть путей Камино, состоящая из 286 маршрутов, проложенных по 28 странам мира, составила в общей сложности более 80 000 км, т. е. паломнические Пути Камино обогнули бы земной шар по экватору два раза (длина экватора – 40 075 км).

На Пути Святого Иакова можно встретить паломников со всех континентов, почти из всех стран мира – в том числе из стран, казалось бы, далёких от христианства.Путь обрёл экуменический характер. Сегодня по Пути идут не только католики, но и протестанты, православные, а также неверующие, которые зачастую, пройдя Путь, обретают Веру.

В 2023 г. на Пути Святого Иакова было зарегистрировано 446 тыс. паломников из 198 стран мира.

Паспорт паломника

В настоящий момент можно выделить несколько основных маршрутов Пути Святого Иакова, среди них: Французский Путь или Путь Французских Королей (Camino Francés); Северный Путь (Camino del Norte); Первоначальный Путь (Camino Primitivo); Португальский Путь (Camino Portugués).

В начале каждого маршрута паломникам выдают паспорт паломника (Credencial del peregrino), куда по пути следования ставятся печати в подтверждение последовательного прохождения Пути (печати можно поставить в каждом храме, муниципалитете, музее или другом знаковом месте Пути).Этот паспортнеобходим паломнику, в частности для того, чтобы переночевать в приюте-альберге. Альберги – своеобразные паломнические хостелы – расположены на всех маршрутах Пути. Ночлег в альберге (где цены существенно ниже, чем в гостинице) возможен только при наличии паспорта паломника с поэтапными отметками и печатями с маршрута.

В самом же конце Пути – в Сантьяго-де-Компостела, в специальном Офисе Приёма Паломников, паломникам выдают красочно оформленный сертификат – Compostela (такой сертификат, подтверждающий прохождение всего маршрута, начали выдавать с XIV в.).

Buen Camino!

Семья Щетинских, Сочи

Фотографии из архива семьи Щетинских:

Фото 1: Португальский Путь вдоль океана.
Фото 2: Паломники разных эпох на Пути Святого Иакова.
Фото 3: Ночлег на Пути Французских Королей.
Фото 4: Маркировка Пути Святого Иакова.
Фото 5: Отдых на Пути Святого Иакова.
Фото 6: Последний километр. Открылся вид на цель паломничества — Собор Святого Иакова.
Фото 7: Месса в часовне Офиса Паломников в Сантьяго-де-Компостела.
Фото 8: На указателе 00 км. Конец земли – Финистерре.
Фото 9: Дошли до Конца земли – Финистерре.
Фото 10: Сантьяго-де-Компостела. Собор Святого Иакова.

Рубрика: Тема номера

Автор: