Каждый призван быть подобным самому Христу

Возревновал я о Господе, Боге Саваофе.

 

Готовясь к Юбилейному Году, который будет проходить в нашей Церкви в 2025 году, мы продолжаем краткое представление соборного документа — догматической конституции о Церкви «Свет Народам» (LumenGentium). В предыдущих номерах мы рассматривали главы с первой по четвертую, говорящие о сущности Церкви Христовой и о том, кто к ней принадлежит. В этом номере мы продолжаем изучение документа, рассматривая очередные две его главы.

Глава четвертая напоминает в начале о том, что Христос, созидая свою Церковь, освятил ее. В Церкви живут грешные ее члены, но сама она, как мы исповедуем это в«Символе Веры», – Единая, Святая, Вселенская и Апостольская! В ней живем мы, грешные люди, но мы призваны к святости! К этому приглашает нас и призывает сам Христос. Поэтому если Он Cвят, если Церковь Его святая, то и все принадлежащие к ней призваны к святости: «… все, от принадлежащих к Иерархии до пасомых, призваны к святости по слову Апостола: «То есть воля Божия, освящение ваше» (LG 39). Примером и Образом совершенства является для нас Иисус; Он проповедовал и призывал всех к святости жизни. Эта жизнь выражается прежде всего в любви к Богу и любви друг ко другу, как делал это сам Христос. Христиане, входя в Церковь Христову черезсвятое Крещение, укрепляемые Божией благодатью и делами любви, стараются идти путем святости: «они должны с Божьей помощью блюсти и совершенствовать в своей жизни ту святость, которую они приняли» (LG 40). Значит, все члены Церкви, любого положения и состояния, призваны быть святыми, а это значит – стремиться к полноте христианской жизни, совершенствоваться неустанно в любви и всегда идти в направлении более гуманного образа жизни здесь на земле. А чтобы этого достичь, каждый призван прежде всего следовать, подражать и стараться быть подобным самому Христу. В этом именно и заключалась жизнь многих святых в Церкви.

Далее документ напоминает и подчеркивает, что в этом общем призвании к святости в Церкви, на первом месте призваны пастыри стада Христова, то есть епископы и священники. Епископы, «избранные к полноте священства, […] получают благодать таинства, чтобы молитвой, жертвоприношением и проповедью, всеми видами епископского попечения и служения, исполнять совершенное дело пастырской любви, не страшась душу свою полагать за овец и подавая пример стаду, и вместе побуждать Церковь своим примером к все большей святости» (LG 41). Священники, идя по пути святости и возрастая так в любви к Богу и ближним, должны:

– свято исполнять свои ежедневные обязанности;

– соблюдать узы священнического общения;

– развиваться духовно и нести всем живое свидетельство о Боге;

– молиться и совершать Святые Таинства;

– не тяготиться апостольскими заботами, опасностями и скорбями, но «скорее восходить к высшей святости» (там же);

– пребывать в единстве и сотрудничестве со своим епископом.

Диаконы должны, по мнению соборного документа, «блюсти себя в чистоте от всякого порока и угождать Богу и заботиться о всяком добром деле перед людьми» (там же). Также семинаристы, как и миряне (призванные епископом трудиться на ниве Господней) должны «готовиться под наблюдением пастырей к обязанностям (…), быть прилежными в молитве, гореть любовью (…), совершая все во славу и честь Божию» (там же).

Но призвание к святости касается не только духовных лиц, но и всех мирян, в первую очередь семей, т.е. супругов, родителей, которые должны «идя своим собственным путем, верной любовью поддерживать в благости друг друга на протяжении всей своей жизни и прививать христианское учение и евангельские добродетели детям, которых они с любовью приняли от Бога. Таким образом, они дают всем пример неутомимой и щедрой любви, созидают братство любви и делаются свидетелями Матери Церкви (…)» (там же). Далее говорится о святости вдовствующих и безбрачных. Они, занимаясь трудом «часто тяжелым, должны совершенствоваться этой человеческой деятельностью, помогать согражданам, подвигать к лучшему все общество и все творение (…) и подражать в деятельной любви Христу» (LG 41). И в конце концов путь святости, путь соединения со Христом ради спасения мира, должны реализовать те, кто обременен болезнью, страданием, немощью и другими разными испытаниями. Поэтому «все верные во Христе будут освящаться с каждым днем все больше и больше во всех житейских условиях, занятиях или обстоятельствах» (там же).

Почти в конце главы документ говорит очень важную вещь о том, чем должна питаться наша святость, что является ее источником жизни и развития. Ответ: любовь. Но чтобы любовь, которая является даром, влитым в наши сердца Святым Духом, приносила плоды и возрастала в душе, нужно чтобы она:

– питалась Божьим Словом;

– исполняла Его волю;

– участвовала в таинствах, особенно в Евхаристии;

– постоянно молилась и служила ближним;

– упражнялась во всех добродетелях.

Таким образом укрепляемая святость будет готова давать даже наибольшее свидетельство «любви перед всеми, и в особенности перед гонителями (…). Все должны быть готовы исповедовать Христа перед людьми и следовать за Ним крестным путем, среди гонений, которым Церковь всегда подвержена» (LG 42)

После этой главы начинается новая, шестая глава, в которой в сжатой и емкой форме говорится об освящении монашествующих. Монашествующие приносят евангельские обеты: целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания, а те являются «Божественным даром, который Церковь получила от своего Господа и по благодати Его всегда хранит» (LG 43). Монашеские ордена развиваются «и на пользу своих членов, и на пользу всего Тела Христова» (там же). Их общины дают своим членам прочную опору в жизни, помогают на пути достижения совершенства, укрепляют в братском общении и помогают реализовать свою свободу, а также «твердо исполнять и верно блюсти свои монашеские обеты, и радуясь в духе, преуспевать на пути любви» (там же). Монашествующие посредством обетов:

– отдают себя целиком Богу, которого призваны возлюбить превыше всего;

– посвящают себя служению Ему и прославлению Его;

– стремятся, укрепленные Божией благодатью, освободиться от препятствий, отвлекающих от любви к Богу и посвящения себя Ему.

Поэтому «нужно, чтобы их жизнь была посвящена на благо всей Церкви. Отсюда обязанность (…) трудиться молитвой или также усердной деятельностью по укоренению и укреплению в душах Царства Христова и по распространению его по всей земле» (LG 44). Несмотря на то, что обеты дают монашествующие, сами эти добродетели и ценности являются знамением, которое «должно действенно привлекать всех членов Церкви к ревностному исполнению обязанностей призвания христианина» (там же). Монашеское состояние:

– освобождает всех от ненужных земных забот;

– более явным образом возвещает всем небесные блага, даруемые уже в этом мире;

– свидетельствует о новой и вечной жизни и предвозвещает грядущее воскресение и славу Божьего Царства.

Монашеские ордена должны пребывать в послушании Папе Римскому, а также сотрудничать с епископами поместных церквей, оказывать им почитание и послушание, а те должны помогать монашествующим, чтобы они «всячески возрастали и процветали согласно духу их основателей» (LG 45). Укрепленные такой поддержкой монашествующие должны стараться, чтобы через них «Церковь все лучше и лучше являла верующим и неверующим Христа» (LG 46). В этом помогают им евангельские обеты, которые «не только не препятствуют подлинному развитию человеческой личности, но по своему существу способствуют ему в наивысшей мере» (там же). Монашеские обеты содействуют очищению сердца и духовной свободе, побуждают к рвению в любви, способствуют девственной и нестяжательной жизни по образу Христа.

Глава заканчивается очень важными словами: «Священный Собор одобряет и восхваляет мужчин и женщин, братьев и сестер, которые в монастырях, в школах, в больницах или в миссиях украшают Невесту Христову своей постоянной и смиренной верностью этому посвящению и оказывают щедрую и многостороннюю помощь всем людям» (там же).

 

Фото 1: Душепастырская конференция в Казани, 13.05.2024. Фотограф: с. Наталья Градель SSpS

Фото 2: Душепастырская конференция на Домбае, 2021 г. Фото: о. Ондрей Славик

Рубрика: Учение Церкви

Автор: