«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» Пс 62(61), 6

Любовь Христова побуждает нас.

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого,
в котором нет спасения»
Пс146(145), 3

«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя»
Пс 62(61), 6

 Здравствуйте, мой дорогой читатель!

Вы замечали, что, когда нужно выполнить какое-то задание, а никаких мыслей, как его выполнять, в голове нет, подсказка может прийти из самого неожиданного источника? Вот и сейчас, когда я не знала, как приняться за рассказ о добродетели надежды – какая-то она для меня зыбкая и неуловимая, – подсказка пришла! Но не из библейских текстов, как это чаще всего со мной бывает, а из письма, полученного по электронной почте. Я слежу за работой Института развития семейного устройства (ИРСУ) – некоммерческой организации, которая обучает родителей, собирающихся усыновить ребёнка, и помогает преодолевать трудности интеграции таких детей в семью. А трудности бывают огромные… Я получаю рассылку ИРСУ, и их последнее письмо было как раз о надежде!

«Надежда — это искусство, испытывая беспомощность, не отказываться от того, что ценно. … Это навык проходить долину смертной тени, не зажмуриваясь: всё видеть, называть вещи своими именами и продолжать идти, не озлобившись. И по возможности не сутулиться» (текст Марины Ивановой).

А вслед за этим пришло озарение: а ведь у меня есть опыт надежды в настолько чистом её виде, что не спутаешь ни с мирским оптимизмом, ни с иллюзией, ни с модным ныне позитивным мышлением! И этот опыт был не моим «достижением», а чистым даром от Бога.

Я получила известие, что у моей мамы диагностировали рак лёгкого, она резко, в один момент, ослабела и уже не встаёт… Чтобы добраться домой мне нужно было получить разрешение на отъезд, ехать поездом трое суток с двумя пересадками и преодолеть три государственные границы. Самый длинный перегон сохранился в моей памяти как качественная видеозапись, на которой я одновременно и проживаю всё со мной происходящее, и вижу себя со стороны. Я почти непрерывно ходила по узкому коридору вагона и молилась розарий – и сейчас живо ощущаю его деревянные бусинки и шёлковый шнурок в своих пальцах. В каждой тайне розария находился повод вспомнить о маме и подумать о том, что она умирает. Я совершенно отчётливо осознавала реальность её болезни и умирания, и переживала всю гамму естественных в этой ситуации чувств – горечь, боль потери, страх, как же мы будем без неё, разочарование, возмущение и бунт против такого хода событий… Но где-то то ли в самой сердцевине этой эмоциональной бури, то ли где-то над ней присутствовало: «Всё будет хорошо».

Когда я впервые осознала это сообщение – а это никак не могла быть МОЯ мысль!, я возмутилась: «Что за бред! Какое «хорошо»! У меня мама от рака умирает!!!» Но моё возмущение скатилось, как капли воды с вынырнувшей утки, а сообщение, пришедшее извне, превратилось во внутреннее ощущение: «Всё будет хорошо». Никакого рационального понимания, что «всё», и как так «хорошо», не появилось, несмотря на все умственные усилия. Но само ощущение «всё будет хорошо» в объяснениях и не нуждалось. Оно просто было, светилось тихим-тихим золотящим светом, если на него посмотреть, и грело мягким-мягким теплом, если обратить на него внимание.

Это и была надежда. Не оптимизм по поводу успехов современной медицины, которая вдруг вопреки всему маму вылечит. Не фантазия, что диагноз – это ошибка, и это выясниться, как только я поговорю с врачом. Не упражнение в позитивном мышлении, которое игнорирует реальные обстоятельства и настырно конструирует разные варианты «Да, но зато … !» Нет, это была настоящая надежда – дар Божий, который позволяет не впадать в отчаяние и не отказываться от того, что ценно и прекрасно прямо здесь и сейчас, даже когда совершенно ясно видишь нависшую над тобой смертную тень и сознаёшь своё полное бессилие её отогнать.

Надежда провела меня через последние недели жизни с мамой, через её смерть и похороны, через скорбь и нахлынувшую вину за то, что была совсем не той дочерью, какой мама хотела меня видеть… Последние недели маминой жизни стали для нас временем такой любви, искренности, близости и тепла, каких никогда раньше между нами не было. Бог участвовал в наших разговорах и в нашем молчании, ел вместе с нами, провожал нас, когда мы засыпали и встречал, когда просыпались. Вместе со мной Он гулял по бульвару, когда я выходила проветриться, и вместе с мамой дремал на высоких подушках, когда у неё кончались силы бодрствовать…

Я жила надеждой, но тогда не могла в полной мере это оценить. Мне потребовалось время, чтобы, уже выйдя из-под тени смерти, увидеть, что надежда не обманула. Несколько месяцев спустя, на исходе рождественского времени, Господь дал мне знать, что с мамой ВСЁ ХОРОШО. Не спрашивайте, как, потому что я не знаю, как это описать. Но с того момента я знаю с безупречной достоверностью, что с мамой всё хорошо, и я могу быть за неё совершенно спокойна. И что наши последние недели вместе были благословенным временем и для меня, и для неё.

Это о надежде как даре, а моя задача рассказать о надежде, как добродетели. Дар нам даётся, а добродетель нам нужно выбрать в противостоянии искушению. Дар достаточно принять, а в добродетели приходится упражняться.

Один из аспектов этого упражнения отражён в вопросе: «На что я возлагаю свою надежду?» То, что ответ на этот вопрос неоднозначен, думаю, нам всем хорошо известно. Помните знаменитую песню Владимира Высоцкого про альпинистов: «в горах не надёжны ни камень, ни лёд, ни скала; надеемся только на крепость рук, на руку друга и вбитый крюк, и молимся, чтобы страховка не подвела»? Т.е. можно понадеяться на прочность камня, а можно – на крепость руки друга. А молиться, оказывается, можно и верёвочной страховке, которая держит тебя на склоне горы.

Хм… А что это, собственно, значит – «надеяться», «возлагать надежду»? Думаю, что одно из значений – «черпать уверенность». На эту мысль меня навело церковное слово «упование», которое по смыслу достаточно близко к слову «надежда». У русского «упование» тот же корень, что у украинского «певність», польского «pewność» и белорусского «упэўненасць». И все эти слова переводятся как «уверенность». Т.е. надеяться на что-то или на кого-то, значит, черпать именно в этом уверенность, что для тебя всё будет хорошо, что испытания, через которые ты проходишь, закончатся благоприятно для тебя.

Так вот, христианская добродетель надежды, заключается в том, чтобы черпать уверенность в Боге, а тренировка этой добродетели заключается в том, чтобы среди всех сил, предметов, голосов, обещающих успех и благополучное прохождение через испытания, осознанно выбирать именно Бога, Его заповеди и обетования, Его силу и Его власть.

Псалмы говорят об этом часто. Вот несколько примеров:

«Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа» (Пс28:14), «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс 37:7), «Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём» (Пс13 :6), «Господь – твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой – скала моя; на Него я уповаю» (Пс17:3). А свою любимую цитату об этом я вынесла в эпиграф: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, … Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс146: 3, 5).

Есть много причин, по которым нам бывает трудно возложить своё упование на Бога, надеяться именно на Него, а не на что-то или кого-то другого. Но мне кажется, что главная причина – это наша склонность привязываться к своим представлениям о том, что для нас будет хорошо. Причём, проблема не в самих по себе представлениях и стоЯщих за ними желаниях, а именно в привязанности к ним, доходящей нередко до зацикленности: «Должно быть ТАК, и никак иначе!»

В том моём опыте, о котором я рассказала выше, у меня было одно безальтернативное и безапелляционное представление, что такое «хорошо»: чтобы мама выздоровела и продолжала жить здесь, в том же пространстве и времени, где живу я. А Господь хотел дать нам с ней совсем другие блага: ни с чем не сравнимую близость с Ним и друг с другом, благодатную смерть для мамы, освобождение от обид и самообвинений для меня. Ничего из этого просто не попадало в моё поле зрения в тот момент, когда я ехала в поезде и молилась розарий.

Зато Господь точно знал, ЧТО и ЗАЧЕМ Он делает, почему ведёт меня и маму именно таким путём. Каким-то чудом, я отказалась требовать от Него исполнения моего «хорошо» и согласилась следовать Его плану. От этого я не перестала чувствовать страх, печаль и боль потери, но смогла переживать их, не впадая в отчаяние и бунт. Я уверена, что именно так и «работает» надежда: помогает пройти сквозь «долину смертной тени» до той точки, пока не окажешься в новом открытом пространстве. Когда моё испытание осталось позади, чувства высветлились, разум прояснился, я снова была способна размышлять, и тогда стало очевидным, что Господь осуществил то, что несравненно прекраснее и плодотворнее моих ожиданий и планов.

Ещё один важный аспект упражнения в надежде как добродетели, христианские авторы называют необычным для современного торопливого языка словом «возгревать». У меня при этом слове сразу возникает образ небольшой костерка, который можно много часов поддерживать небольшим количеством дровишек. Нужно наблюдать, чтобы огонь не погас совсем, но и не разбушевался, за считанные минуты поглощая дрова, которых хватило бы на многие часы ровного, сдержанного горения.

И насколько я могу судить, Господь снабжает нас «топливом», возгревающим надежду, и в обычной жизни, и в периоды испытаний. Это может быть молитва с напоминанием себе о том, кто есть Бог и кто есть ты, или воспоминания о Его дарах и помощи, которая пришла от Него через руки людей или сложившиеся обстоятельства. Это может быть память о том, как ты был любим и принят Богом и людьми, несмотря на своё несовершенство. Это может быть опыт горя, прожитого в любящих объятиях. Это может быть взгляд на красоту Божьего творения, свидетельствующую о том, как Он благ и велик во всех Своих творениях.

Бог, сотворивший космос, т.е. упорядоченный мир, из хаоса,– большой друг и любитель порядка. Поэтому Его надежда укрепляется и светит ярче, когда ты наводишь порядок в своих мыслях и чувствах, в своих вещах и отношениях, в своих обязательствах перед людьми и в своих ожиданиях от людей. Надежда крепнет и расцветает, когда проявляешь заботу о других, не ожидая благодарности, и принимаешь заботу других о тебе с простотой и благодарностью. Искренние усилия простить и отпустить тоже помогают. Опыт других людей, доступный в беседах, книгах, фильмах, музыке, картинах поддерживает и расширяет горизонт твоей надежды.

И даже такая простая вещь, как неторопливым завтраком с другом с благодарностью Богу и другу за еду, за присутствие, за уделённое время тоже может оживить и подпитать твою надежду.

И, конечно, библейские истории – неисчерпаемый кладезь «топлива», возгревающего нашу надежду. Перечитайте (как я завидую тем, кто будет читать впервые!) историю Руфи и историю Товита, историю Эсфири и историю пророка Илии. Все они прошли через тёмные времена, все они упражнялись в надежде. И ни один из них не был постыжен, возложив свои надежды на Бога.

Наталья Проскурина, к.б.н.
Консультант психологической помощи

Фотографии к статье: о. Ондрей Славик

Рубрика: Вопрос – Ответ, Тема номера

Автор: