Радость и надежда

К вящей славе Божией.

О. Данило Магела IVE является представителем Конференции Католических Епископов Российской Федерации по подготовке к Юбилею. Он сопровождает верных нашей епархии на пути к Юбилейному году. Первый момент подготовки касается углубления понимания Второго Ватиканского Собора. На этот раз основой для размышлений стала Пастырская Конституция «Радость и надежда» о Церкви в современном мире.

«Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах. Ведь их община собирается из людей, объединённых во Христе, ведомых Святым Духом в своём странствовании к Царству Отца и принявших весть спасения, которую предстоит донести до всех. И потому эта община доподлинно чувствует свою тесную связь с родом человеческим и с его историей» (Gaudium et Spes, 1).

Этими словами начинается Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et Spes – «Радость и надежда». Это приглашение соборных отцов погрузиться в мир и культуру, в которых мы живем. И Папа Франциск, объявив Юбилейный Год, девизом которого является «Паломники надежды», повторяет желание, выраженное на Втором Ватиканском соборе: объявить Христа единственной надеждой человечества.

Паломник – это тот человек, который идет, молится, ищет Бога и находит Его в дарохранительницах, в великих святынях, базиликах и храмах. Путь может быть труден, отягощен плохой погодой, иногда опасностью, но паломник твердо придерживается своего стремления идти к Богу.

Надежда – это богословская добродетель, которая заставляет нас жаждать Бога несмотря на нашу греховность, недостатки или ограничения. Надежда была той добродетелью, которая вдохновиласвятого Франциска Ассизского оставить все богатства мира, стать бедным и искать свое сокровище в Боге. Именно надежда заставила святого Франциска Ксаверия покинуть уютную Испанию, чтобы благовествовать Христа в неизвестной Индии. Переполненная добродетелью надежды мать Тереза Калькуттская посвятила свою жизнь заботе о самых нуждающихся. В конце концов, именно эта добродетель подталкивала святых к тому, чтобы они могли идти навстречу потребностям и нуждам своих современников.

Вот почему лозунг Юбилейного Года, предложенный Папой Франциском, очень привлекателен: он объединяет эти две вещи – Паломничество и Надежду– в одной фразе. Ибо мы должны быть для нашего времени паломниками, которые несут надежду нашим братьям. И мы сможем еще четче увидеть то, что было выражено Церковью более полувека назад: «Ныне род человеческий переживает новую эпоху своей истории, когда глубокие и стремительные изменения постепенно распространяются на весь мир. Эти изменения, вызванные человеческим разумом и его творческой деятельностью, сказываются на самом человеке, на его суждениях, на личных и коллективных запросах, на его образе мышления и действия – по отношению как к материальному миру, так и к самим людям. Таким образом, речь идёт уже о подлинном социальном и культурном преображении, отражающемся и на религиозной жизни». (Gaudium et Spes, 4)

Однако наша надежда должна быть по-прежнему основана на Христе, Который является единственным Господом и Спасителем, Кто остается тем же «вчера, сегодня и всегда», Он является скалой, на которой строится каждое здание. (ср. Евр 13, 8 и Еф 2, 20)

Надежда без Бога

Всякий, кто называет себя христианином, должен уважать христианскую надежду и жить ею, потому что ожидание – это простое человеческое отношение, а Надежда – высшая человеческая добродетель, которая вместе с верой должна сопровождать все его жизненное «странствие» на земле.

Поэтому надеждаобладает огромной ценностью в нынешнее время и вновь не только занимает соответствующее ей место, но и становится лекарством от колоссального духовного уныния и страданий. Последние же приходят от отсутствия веры или от религиозного безразличия, которое преследует людей современного мира, продвигаемое течениями современной мысли, в частности экзистенциализмом (Экзистенциализм – философское течение, которое учит, что человек стремится найти смысл жизни через безусловную свободу выбора и личную ответственность. Согласно этому философскому течению, сначала существуют люди, а затем каждый индивидуум проводит свою жизнь, изменяя свою сущность или природу).

Ройо Марин в своем кратком трактате об этой добродетели – «Богословие надежды» – предупреждает нас об опасности, которую некоторые экзистенциалистские идеи или концепции могут причинить душе.

«На эту философию тоски и отчаяния, стремящуюся замкнуть человеческое существование на само себя, без открытости Богу, источнику бытия и надежды, уже давно ответил святой Фома – с того же метафизического плана: «неверно, что собственное движение существа, исходящее из небытия, обращается к небытию. Направление к небытию – это не собственное движение природы, которая всегда направлена к добру, которое есть бытие; направление к небытию представляется именно отсутствием этого собственного движения».

Другими словами, Бог создал нас с сердцем, которое хочет обрести счастье, и это счастье не может быть основано ни на чем, кроме Бога, потому что все, что создал Бог, является ни чем иным, как тенью Того, Кто это создал. И поэтому, какой бы привлекательностью не обладали творения, они никогда не смогут наполнить человеческое сердце.

Надежда – добродетель странника

Надежда – это добродетель, присущая «состоянию странника». Странник находится в пути, в движении. Богословие воспринялоэто слово от Святого Павла: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая пройденное и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3, 13-14). Как мы видим, быть странником означает идти к счастью; быть странником означает желание обладать счастьем – Богом.

Склонность к небытию приходит к человеку, потому что он существует (бытийствует). Но это не естественное для него и не собственное его движение, вопреки тому, что утверждают экзистенциалисты. Ответ человека на тоску своего сердца не может быть «пустотой» отчаяния, поскольку смысл существования человека как создания состоит в том, чтобы быть счастливым, исполняя замысел Бога, как учит Катехизис Католической Церкви: «Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, по промыслу чистой доброты Своей и по Своей свободной воле создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Когда исполнилась полнота времен, Бог Отец послал Своего Сына как Искупителя и Спасителя людей, впавших в грех, призывая их в Свою Церковь и усыновляя их действием Святого Духа, и сделал наследниками Его вечного блаженства».

Некоторые современные взгляды в понимании добродетели надежды

Ошибка некоторых современных богословов состоит в своего рода иудаизации надежды и сокращении богословия в целом до чистой эсхатологии (термин, который отражает воззрения христиан на вопрос о конце света, Втором Пришествии Христа и антихристе). Я имею в виду, что христианская Надежда превращается в судьбу, еврейскую надежду, отраженную в надежде Ветхого Завета, особенно в надежде народа на исход. Однако, строго говоря, это не новая оценка надежды, а ее фальсификация.

Как учит нас вера, исход или освобождение Израиля и вход в землю обетованную являются прообразом Пасхи Христовой и перехода человека от состояния греха к благодати и Крещению, которое мы получаем заслугами Страстей Христовых. Напротив, в современном богословии «исхода» зачастую происходит определенная подмена: полнота – это исход, а не Христос; так что Страсти и смерть Христа являются просто символом освобождения от угнетения – или политического освобождения. Так же и Крещение, с точки зрения отдельных богословов, является лишь знаком триумфа политического освобождения.

В этом смысле есть три основных деформации надежды: в понимании Мольтманна, Блоха и в Богословии освобождения.

* Богословие надежды Мольтманна

Ошибка Мольтманна заключается в том, что, несмотря на то что он явно не отрицает историческую реальность тайн жизни Христа (чудес, Воскресения и т. д.), он не рассматривает их как сверхъестественные события. Эти тайны, особенно Воскресение, считаются только символом будущего: это просто представление того, что мы ожидаем. По мнению Мольтманна, евангельская надежда должна вдохновлять борьбу с болью, угнетением и т. д. И поэтому Церковь призвана совершить преобразование мира, где самое главное – действовать, а не верить, то есть дело имеет большее значение, чем сама вера.

* Богословие надежды Блоха

Блох утверждает, что то, чего всегда ждали как небес, – это идентичность человека как центра мира. Говоря о Царстве Божьем, он выражает Царство Божье без Бога, потому что человек занимает место Бога. И он утверждает, что надежда может быть реализована только путем социалистической трансформации мира. Таким образом, он сводит Надежду к делу земному, к задаче общества. При таком взгляде надежда не только перестает ощущаться, но психологически становится чем-то недостижимым и невозможным, потому что единственное движение души, которое следует из уверенности в будущем уничтожении, – это отчаяние.

* Богословие освобождения

Теология освобождения также метит в приземление надежды.

Отрицая различие между естественным и сверхъестественным порядком, Богословие освобождения отождествляет все с чисто мирским планом и сводит всю реальность к чистой «истории», которая развивается через политическую борьбу. Надежда сводится к ожиданию некоего утопического будущего, т. е. идеального конца, которым является пришествие Царствия, но Царствия в чисто материальном ключе: бесклассовом или чисто мирском.

Таким образом, Церковь и ее миссия теряют свои уникальные свойства, а надежда низводится до политического инструмента. Люди, живущие в несправедливости, следуя за таким провозглашением христианства, должны воспринимать себя как угнетенных и полагать надежду в поиске собственного освобождения. То есть евангельское послание здесь используется для пробуждения осознанности в политической борьбе.

Заключение

В этих трех богословских позициях мы находим общий элемент, который является грубой ошибкой: отсутствие Христа в центре их учения и низведение Евангелия, превращение его из Слова Божьего в простую историческую книгу.

Проблема современного общества состоит в его желании быть чуждым Богу и Его Слову. Поэтому наша задача перед современниками состоит в следующем: через чтение и изучение Священных Книг, пусть «слово Божие быстро распространяется и прославляется» (2 Фес. 3.1) и сокровищница откровения, вверенная Церкви, да наполняет все более сердца людей. Как от частого причащения Святой Тайны Евхаристии возрастает жизнь Церкви, так можно надеяться на новое побуждение к духовной жизни через увеличившееся почитание слова Божия, «пребывающего вовек» (Ис. 40.8; ср. Петр. 1.23-25).

Добродетель Надежды напрямую опирается на всемогущество Бога помогающего, на помощь божественной силы. И этот атрибут как причина надежды подразумевает опору на божественное милосердие, которое побудило Бога сделать нас частью Его славы и Его верности в выполнении данных обетований.

Поэтому Папа Франциск призывает нас, совершающих свое паломничество на этой земле, нашим примером и нашей жизнью быть повсюду живыми свидетелями надежды, основанной на Христе. Особенно там, где есть мужчины и женщины, которые погружены в различные безвыходные ситуации, напоминая им утешительные слова Иисуса Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 26-30).

Фото: коллажи епископа Клеменса Пиккеля

Рубрика: Юбилей 2025

Автор: