Земля Иисуса

Solus cum Deo solo

О Святой Земле мы решили расспросить, пожалуй, самого опытного паломника из нашей Епархии, о. Диогенеса Уркизу.

Отец Диогенес Уркиза, родом из Аргентины, родился 13 июля 1966 в городе Кордоба. После рукоположения (8 декабря 1990) служил преподавателем в Папской Высшей Духовной Семинарии Святого Иеронима в городе Арекипа, Перу. Продолжил учебу в Папском Латеранском Университете в Риме с 1993 года и получил ученую степень лиценциата богословских и патристических наук.

В июле 1995 приехал в Россию в возрождающийся Приход Воздвижения Святого Креста в г. Казани. 22 сентября 1997 был назначен настоятелем этого Прихода. За вклад в межконфессиональные отношения отца Диогенеса наградили памятной медалью в честь тысячелетия города Казани. За заслуги перед Святым Престолом Папа Римский Бенедикт XVI наградил его крестом «Pro Ecclesia et Pontifice». 14 сентября 2016 президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов наградил отца Диогенеса медалью «За доблестный труд» – за большой личный вклад в развитие духовных и культурных традиций, заслуги в поддержании межконфессионального мира и согласия.

В сентябре 2016 о. Диогенес был приглашен владыкой Клеменсом Пиккелем на должность генерального викария епархии Святого Климента. С этого времени он живет в Саратове, работает в Епархиальном управлении и помогает в приходе.

Первым вопрос задал сам о. Диогенес: А сколько паломничеств Вы совершили в своей жизни? Дорогой читатель, попробуй ответить на этот вопрос, прежде, чем начнешь читать дальше…

 Вопрос: О. Диогенес, а сколько паломничеств Вы совершили в своей жизни?

Если бы я отвечал на этот вопрос, то сказал бы, что с тех пор, как у меня появилось осознание себя, я вижу себя паломником. Дело в том, что когда мне было 4-5 лет я заболел болезнью Шагаса, которая развивается при укусе «целующегося» жука, и моя жизнь была в опасности. Тогда моя мама дала обет, что в течение 5 лет она будет посещать святилище Святого Креста, пройдя пешком расстояние до нее. Сначала она ходила одна, пока я был еще маленьким, но когда я немного подрос, то ходил с ней. Поэтому с 6-7 лет я помню путь, который мы проходили с мамой с молитвой. С нами шли другие, очень много людей. Это и есть самое красивое воспоминание – пыльная дорога и река людей. Никогда не забуду, как мы подходили к храму, начинали слышать пение. То, что происходило в храме, транслировали на улицу, и молитвы были слышны издалека. Помню наши ночевки под открытым небом, усыпанным звездами…

Позднее, в юности, мы каждый год совершали паломничества с одноклассниками. Это были люди не из одного прихода, а из одного класса. Мы собирались в группу, чтобы пройти около 30 км к одной святыне, тоже посвященную Святому Кресту. Особенность этих паломничеств – ночные бдения, ночная дорога накануне прибытия. В паломничестве идут очень много людей, и ночи безопасны. И вот, когда начинает рассветать, на горизонте появляется храм…

Когда я связал свою жизнь с приходом и Церковью, я стал совершать очень много паломничеств. Каждое из них я считаю важным моментом. Каждый путь дал важный импульс для духовной жизни. Больше всего мне запоминаются паломничества к многочисленным святыням Божьей Матери.

Большой шаг вперед я сделал, когда открыл пастырское значение паломничеств, то, что они являются замечательным способом, чтобы помогать людям встретиться со Христом. Особым образом следует подчеркнуть паломничества в Святую Землю.

Вопрос: Когда Вы впервые совершили паломничество в Святую Землю?

По Божьему Провидению, первое паломничество в Святую Землю мы совершили опять вместе с моей мамой. Но уже наоборот, не она меня вела, а я ее. Я уже был священником. Мы совершили это паломничество с группой итальянских паломников. Было очень шумно и весело. Так я понял, что на самом деле Святая Земля – особенное место, позволяющее ощутить близость Бога. Не зря ее называют Пятым Евангелием. Потому что само пребывание там уже способствует общению со Христом. Я всегда говорю паломникам: «Наверное, здесь многое изменилось со времен Иисуса, многие места изменились неузнаваемо. Но вот Галилейское море – каким было, таким и осталось… И вот когда ты думаешь: на это смотрел Иисус, по этой земле ступал, по этим берегам ходил». После своего первого паломничества в Святую Землю, я уехал с мыслью: сюда надо вернуться.

 Вопрос: Я правильно поняла: самое сильное впечатление – это те места, которые не изменились?

Да. Самый сильный момент я пережил, когда мы совершали прогулку на лодке по Галилейскому морю. Гид попросил остановить лодку, и мы читали отрывок Евангелия об усмирении бури. Это было очень сильно. Благоговейная тишина. Этот момент остался как самый яркий момент всего паломничества, как его символ. Единственное, чего не хватало: видеть Иисуса, который идет по воде. Все остальное было дано.

Это первое паломничество дало мне любовь к паломничествам и особый вкус паломничества в Святую Землю. Там было ощущение, что вся земля говорит о Христе. Как в Евангелии о входе Иисуса в Иерусалим – когда народ приветствовал Его как Царя, и фарисеи просили запретить это ликование, Иисус ответил: если они умолкнут, то камни возопиют (ср. Лк 19, 28-40).

Вопрос: И у Вас получилось вернуться в Святую Землю?

Господь дал мне возможность вернуться во второй раз. И там родилась мысль: я хочу привезти сюда и других. Потом я организовал паломничество с прихожанами из Казани. Потом еще… И таким образом получилось уже 12 раз посетить Святую Землю.

 Вопрос: Обо всем рассказать трудно. Назовите, пожалуйста, три самых важных пункта, по вашему мнению.

Для каждого человека это будет по-разному. Тем не менее, есть места, которые являются центральными, основополагающими.

Первое, это Голгофа. Для паломника, который впервые оказывается в этом месте, трудно понять, что он находится на вершине Голгофы. Но если он приходит туда, пройдя Крестный Путь, то это понятнее. Надо пройти по Via Dolorosa, начиная от дворца Пилата до Голгофы.

Другой момент – это Гефсиманский сад. Это место тоже, в отличие от той же Голгофы, больше сохранило аутентичный вид. Начиная от того, что пять-шесть оливковых деревьев растут с тех пор, когда Иисус молился в их тени. Опыт побыть рядом с Иисусом в тихой молитве – один из самых важных.

И наконец, Назарет – место Благовещения. Там еще сложнее, чем в Иерусалиме. Это арабский город. Чтобы пройти до места встречи Архангела и Марии, нужно пройти через арабские кварталы и мимо мечетей. Но если пройти не просто физически, а с внутренним осознанием, что это место, где Слово стало плотью, где Бог вошел в мир, где соединился с человеком навсегда, где Небеса открылись навстречу земле… Это место, где человек принял Бога.

Таким образом, я становился гидом. Но это было не потому, что я учился этому, но через то, что каждый раз, совершая личное паломничество, я все больше осознавал, сколь много мне дает этот опыт. И просто имея огромное желание разделить это с другими. Быть паломником в наше время, когда легко путешествовать, когда развит туризм – это нелегко. Задача, которую я ставлю перед собой, когда организую паломничества, – помогать человеку осознать себя паломником, быть паломником.

 Вопрос: Что для Вас значит «быть паломником»?

На мой взгляд, паломничество имеет отличительные элементы: это всегда путь обращения. Исторически паломничества всегда были связаны с покаянием, с желанием изменить жизнь, восприятие себя, мира и Бога. Мы видим в истории, как люди совершали свои паломничества с риском для жизни. Раньше люди могли даже погибнуть в пути к Святой Земле.

Покаянный момент всегда присутствовал. Сегодня, когда я настраиваю людей на паломничество, нужно стараться поставить акцент именно на этот призыв. Чтобы человек готовился совершить путь с желанием духовного обновления, идти вместе с другими, нести в молитвах тех, кто нуждается. Чтобы паломничество было хорошим, каждый путник должен осознать себя блудным сыном, который издалека возвращается к Отцу. Чтобы в конце ощутить объятия Отца и осознать достоинство быть Его сыном. Это очень важный элемент.

Второй момент – это молитвенный путь. Святые места открывают самые разные виды и формы молитвы. Есть места благодарения, есть места поклонения, есть места покаяния. Опыт показывает, что какие-то места буквально толкают становиться на колени, или прикасаться, целовать. Есть места, где хочется пережить те же чувства, что и у Христа. И места, где душа ликует или замирает в созерцании. Именно этот дух молитвы отличает паломничество от обычного путешествия. Паломничество и располагает к этому. Мне нужно быть внимательным, чтобы уважать этот молитвенный настрой каждого участника… Тяжело, когда нужно идти дальше и приходится оторвать людей от созерцания.

Еще паломничество – это время слушания. Все паломничества. Но особенно в Святой Земле. Ты посещаешь места, где Слово Божие прозвучало. В этой черте есть особая красота: если человек идет, желая приблизиться к Богу, Земля Иисуса располагает к слушанию.Я стараюсь читать те отрывки, которые прозвучали в тех местах, которые мы посещаем, давать время, чтобы Слово проникло в сердца людей.

Сейчас, каждый раз читая Евангелие, я мысленно переношусь в те места, где это произошло. Паломничество в Святую Землю действительно помогает, чтобы человек начал читать Слово Божие по-новому. Важно сохранить открытость к слушанию на всем протяжении паломничества. Искушений много – это и усталость, и желание купить сувениры, и неудобства, и многолюдная толпа… Библия – очень важный элемент каждого паломничества. Без желания слушать Слово любое паломничество останется лишь путешествием.

Очень впечатляет Евхаристия, которую совершаем в этих местах – в горнице Тайной Вечери, в Гефсиманском Саду, на горе Преображения. Переживание Евхаристии – очень важный элемент. Это как раз то самое единение со Христом, которого мы ищем в этом пути. И это желание все более углубляется.

И последний момент, который я очень люблю: паломничества очень способствуют братству. В пути ты больше ценишь и понимаешь важность совместного пребывания с братьями. У меня есть очень красивый опыт того, как паломники из разных городов и приходов после совместного пути продолжают общаться. Паломничество крепко связывает нас друг с другом, мы становимся братьями, друзьями, единой семьей.

После первых паломничеств я понял, что на это стоит обратить внимание. Есть много моментов, когда нужно помогать друг другу. Кто-то устает, кто-то не может войти в ритм. Там мы понимаем, как важно идти вместе. Паломничество воспитывает нас в синодальности. Паломники многое узнают друг о друге, смеются, плачут вместе.

Вопрос: Вы коснулись темы братства, единства – в группе паломников. А что паломничество в Святую Землю помогает понять об общечеловеческом братстве?

Паломничество – это практика, которая присутствует и в других религиях. Человек осознает, что для общения с Богом нужны моменты, когда ты все оставляешь и осознаешь свою земную жизнь, как путь. Нужно оставить привычную жизнь, оказаться в условиях, чтобы посмотреть на свою жизнь и себя самого со стороны. Иерусалим – святой город не только для христиан, но для мусульман и иудеев. Это поистине дом для всех людей: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» (Пс 121, 1). С другой стороны, находиться в Иерусалиме – это испытание. Видеть, как человечество разделено, как христиане разделены, как порой даже враждебны друг к другу.

Меня очень впечатляет прохождение Крестного Пути в Иерусалиме, когда его проходишь вместе с братьями францисканцами и паломниками разных стран. Каждый раз это борьба. Арабы начинают переносить ящики с продуктами и кричат: «Дорогу!» – специально, чтобы помешать молитве. И здесь важно помнить, что Иисус тоже шел этой дорогой, и Ему мешали, Его толкали и били. Даже такие обстоятельства могут помочь молитвенно пережить этот путь. Для меня это повод размышлять, как далеки мы от братства и солидарности, и больно осознать, что религия может стать поводом для разделения. Совершая паломничества в Святую Землю, мы понимаем, что мы – Церковь в пути, что нам еще многому нужно учиться.

Паломничество – это как духовные упражнения на самом деле. Именно из-за желания обращения, молитвы, слушания. И потому, что паломнику дается возможность около недели размышлять над тайнами жизни Христа и осознать себя любимым Богом. Паломничество — это глубокий опыт веры, это не магический акт, и оно не действует без твоего участия. Паломничество требует всецелого участия, чтобы паломник мог получить плоды.

Паломничества, которые я совершил и которые удалось организовать, укрепили во мне понимание церковной жизни и жизни с Богом, как пути, который нужно пройти и пройти вместе.

Бывают такие интересные моменты, когда кто-то из группы отстает или теряется. И все. Ты не можешь продолжать путь. Нужно остановиться и искать или ждать. И когда находишь, не упрекаешь его, но радуешься, что нашелся и можно идти дальше. Нужно договариваться, чем-то жертвовать ради других, в чем-то уступить.

Когда я говорил об укреплении братства, я имел в виду, что паломничество предоставляет много возможностей, чтобы проявить любовь. И это очень конкретные моменты, любовь к своим братьям, к другим людям, к другим верующим и к неверующим.

о. Диогенес Уркиза IVE, Саратов

Фотографии к статье: из личного архива о. Диогенеса Уркизы:

Фото 1: Панорама старого Иерусалима. Вид с Елеонской горы.
Фото 2: Святая Месса в католической часовне на Голгофе. Храм Гроба Господня.
Фото 3: Галилейское море.
Фото 4: о. Диогенес молится на берегу Галилейского моря.
Фото 5: Входной двор храма Гроба Господня.
Фото 6: Оливковые деревья в Гефсиманском саду.
Фото 7: Гефсимания.
Фото 8: Пещера Рождества, Вифлеем.
Фото 9: Грот Благовещения, Назарет.
Фото 10: Горница. Место Тайной Вечери и Пятидесятницы.
Фото 11: Пустыня Иудейская. Дорога между Иерусалимом и Иерихоном, Возможно, та, где произошла история с Милосердным Самарянином.
Фото 12: Гроб Господень. Главная святыня и Алтарь всего христианского мира.

Рубрика: Вопрос – Ответ, Тема номера

Автор: