К цивилизации любви Бога. Социальное учение Католической Церкви. Часть 2.

"Одно сердце и одна душа в Боге.

Социальное учение Церкви рождается из встречи Евангелия с жизнью бедных: Социальное учение Церкви родилось из столкновения евангельского послания и его требований (заповеди любви к Богу, любви к ближнему и справедливости) с проблемами, возникающими в жизни общества (Libertatis Conscientia 72).

В то же время, социальное учение Церкви является результатом взаимодействия Слова Божьего с человеческой реальностью.

Слово Божье призывает нас быть с бедными:

Социальная приверженность христиан не является новинкой прошлого века. Мы унаследовали её от многолетнего опыта Народа Божьего на протяжении всей его истории:

Народ Божий терпит угнетение в Египте. История этого народа связана с верой в Бога, который чувствует их беду и идет с ними к земле свободы и жизни, в которой они больше не будут рабами. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх 20,2). Народ всегда будет помнить эти слова: «услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше;  и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простёртою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привёл нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течёт молоко и мёд» (Втор 26, 7-9).

Божий народ – это:

 Народ, живущий солидарно: Жизнь каждого человека связана с общей судьбой, а также с общим призванием искать и строить общество, свободное от унижений, угнетателей и страданий. Жить этим призванием – это новый, не имеющий параллелей в человеческой истории образ жизни этого Народа, во многом определяющий его идентичность.

Народ, который делится и не накапливает лишнего: Из Манны, собранной в избытке, ничего не должно пропасть зря, ибо сказано:«и завелись черви, и оно воссмердело» (Исх 16, 20). «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх 22,25).

Народ, который живет религией как служением и фактором защиты жизни человека, егоосновных прав: «Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исх 23,26); «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его… Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог» (Втор 24,14-17); «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Исх 22,21-22); «Бедные имеют право брать пищу, необходимую им, чтобы утолить свой голод» (Втор 23,25).

Народ, у которого есть лидеры, которые никогда не устают провозглашать справедливость и Божье благоволение к бедным. Пророки постоянно повторяют: «Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем» (Иер 22,3); «Hаучитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1,17).

Пророки – лидеры, поддерживающие среди людей осознание достоинства труда, осознание того, что человек создан Богом и призван жить в надежде, любви и стремлении к благополучию. Поэтому «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2,4); и работники «будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их» (Ис 65,21).

Следование посланию Иисуса приводит нас к встрече с нуждающимися.

Иисус провозглашает и осуществляет во всей полноте и с посвящением Своей жизни любовь к бедным и Свою приверженность социальным проблемам. Иисус ведет свое служение среди людей; мы говорим об «общественном» служении Иисуса: «Чтобы возвещать Радостную Весть о Царстве Божьем и в других городах, ведь для того Я и послан» (Лк 4,43); «Провозглашать свободу пленникам, прозрение слепым, освободить угнетенных, возвещать год Господней милости» (Лк 4, 18-19); Иисус призывает нас быть, как и Он, с самыми отверженными и нуждающимися — блудницами (Лк 7, 37-38), иноплеменниками (Лк 10, 30-37), грешниками (Лк 19, 1-10), больными (Лк 13,10-13).

Иисус имеет власть указывать путь своим ученикам: Те, кто хочет занимать важные должности и делать что-то для других (лидеры, руководители…), должны служить и жить просто, в обществе, которое часто несправедливо по отношению к бедным (Мк 10, 35–37; 42–43).

Исторический след первых христианских общин.

Община учеников Иисуса с самого начала осознавала свою приверженность решению социальных проблем, в первую очередь связанных с устранением несправедливости в отношении бедныхи нуждающихся.

Первые христианские общины состояли из людей простой жизни, которых отличало от людей мирских вовсе не то, что они имеют (Деян 3, 1-9), а то, Кому они доверяют, то сам воскресший Христос, во имя Которого они пожимали руку падшему, любили своих братьев и, основываясь на своей вере, жили в соответствии со своими принципами, а именно:

Они устраняли барьеры между братьями и сестрами и учили не ставить во главу угла материальные блага (Деян 2, 44; 4, 32).

Они обладали особой чувствительностью и заботой о бедных, потому что бедных любят поступками, а не добрыми намерениями (Деян 2, 45; 1 Ин 3, 17-18; Иак 2,14-18).

Они ответственно занимались организацией распределения и солидарного использования материальных благ (Деяния 4, 34-35).

Они оказывали помощь тем, кто попал в беду (Деян 11,27-30; 2 Кор 8, 1-15).

Они выбирали хорошо подготовленных и полных евангельского духа людей, которые распоряжались деньгами не в коммерческих целях, а для помощи нуждающимся (Деян 6, 1-10).

Они порицали тех, кто не хочет работать и является обузой для других, тех, кто не ценит труд и живет беспорядочно (2Фес 3, 6-12).

Они понимали, что недостаточно иметь хорошую организацию, финансовые средства и т. д. Ибо если бы общинам первых христианне хватало любви, все было бы напрасно (1Кор 13, 1-13).

Этот первоначальный опыт останется в истории христианства, и мы являемся его наследниками:

Святые Отцы и Учители Церкви, жившие и проповедовавшие евангельскую весть, которую они получили по свидетельству апостолов, в письмах, проповедях, гимнах, подготовили для нас богатое наследие принципов и критериев, позволяющих объединить веру со служением бедным. Вот некоторые из них:

Любовь к нуждающемуся, бедному предпочтительнее всего остального, даже религиозного культа и великолепия храмов: «Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном?» (Дидахе IV, 8); «Какой смысл в том, что стены наших храмов покрыты жемчугом, а Христос умирает от голода в нищете?» (Святой Иероним).

Материальные блага также предпочтительно уделять тем, кто их не имеет. Тот, кто владеет благами, является лишь их распорядителем: «Хлеб, который вы удерживаете, принадлежит голодному, плащ, который вы держите в своих шкафах, принадлежит тому, кто ходит обнаженным. Обувь, которая гниет в вашем доме, принадлежит тем, кто ходит босиком. Если ты поступаешь так, то ты несправедлив по отношению к тем, кому ты мог бы помочь и не помогаешь» (Св. Василий).

Все блага — творение и дар Божий для наслаждения всех людей. Вот что значит осуществлять справедливость: «Кто не делится своим имуществом с бедными, тот совершает против них кражу и угрожает собственной жизни» (Св. Иоанн Златоуст); «Господь Бог хотел, чтобы этой землей владели сообща все люди, предлагая свои продукты на всеобщее благо, но, к сожалению, корысть распределяет право собственности» (Св. Амвросий); «Не думайте, что вы раздаете бедному из того, что принадлежит вам, но что вы возвращаете ему то, что принадлежит ему. Ибо, что общее и всем дано в пользование, то украдешь, если сохранишь его» (Св. Амвросий).

На протяжении всего Средневековья, в это смутное время, полное конфликтов и контрастов, продолжает зарождаться благотворительная Церковь.На прочном фундаменте, воздвигнутом первыми общинами и святыми отцами,шло возникновение многочисленных социальных инициатив и благотворительных организаций. Великие герои появляются в этот период великих контрастов – такие деятели, как Франциск Ассизский, который защищает образ жизни первых христиан и отстаивает принцип разделения, а не накопительства благ, и Фома Аквинский, который включил социальные проблемы в церковное учение о справедливости, ставя ценность справедливости выше права собственности.

В наше время: Существует Церковь, отличающаяся милосердием и любовью к бедным и слабым. Во всем мире Церковь продолжает свою благотворительную деятельность, оказывая помощь слабым, угнетенным и обездоленным. Такая практика активной благотворительности, дающей социальный ответ на каждую проблему, превратила Церковь в канал распределения богатства среди бедных.

Весь  этот накопленный опыт и составил то моральное учение, которое с конца XIX века до наших дней разрабатывалось и провозглашалось как Социальное Учение Церкви.

Фото: О. Альфредо Паласиос с сотрудниками Каритас на улице Саратова в вещах из социального склада. Знак солидарности с людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Рубрика: Каритас Юга России, Учение Церкви

Автор: