Ретроспектива Юбилейных годов: Путь от ста лет

"Одно сердце и одна душа в Боге.

В каждый сотый год

Первый Юбилей в истории христианства торжественно объявил Папа Бонифаций VIII (годы понтификата: 1294–1303). Библейское ветхозаветное основание объявленного им Юбилея Папа соединил с древнеримским обычаем столетних (или же вековых, эпохальных)игр: ludi saeculares, т. е. «секулярные игры» – от лат. saeculum «век, эпоха». Столетний период времени считался в Древнем Риме сроком жизни одного поколения людей, поэтому секулярные игры проводились примерно раз в сто лет и были важными вехами в жизни очередных поколений. Праздникludisaeculares символизировал похороны предыдущего века (т. наз. великого года) и рождение века нового, несущего с собой полное обновление жизни. Жители Рима ждали и торжественно отмечали это событие.

Этот некогда популярный в Древнем Римеобычай Церковь освящала, придаваяему, как и многим другим языческим традициям, христианскую окраску. Но обычай столетних празднованийеще долго держался среди народа, который продолжал считать, что столетний (вековой) период обладает особой жизнеутверждающей и обновляющей силой.

Чтобы окончательно направить обычай столетних игр в христианское русло и чтобы придать христианским Юбилеям твердое каноническое основание, Папа Бонифаций VIII в 1300 году издал буллу Antiquorum habet fida relation, в которой, исходя из старой традиции получения паломниками в Риме очищения от грехов, определил, что не только в Юбилей 1300 года, но и в будущем, в каждый сотый год все, с раскаянием посетившие в Риме Базилику Святого Апостола Петра и Базилику Святого Апостола Павла за Городскими Стенами, получат полную индульгенцию(т. е. полное отпущение грехов и временной кары за них);а также постановил, что и последующиехристианские Юбилеи будут проходить раз в сто лет; следующий Юбилей должен был состояться в 1400 году.

Булла БонифацияVIII о проведении первого Юбилея была тогда высечена на мраморной плите; эта плита по сей день находится на стене в атриуме Базилики Святого Петра.

Необыкновенное событие

Первый христианский Юбилейный год – ЮБИЛЕЙ 1300 года – был необыкновенным событием. Христианский мир с энтузиазмом воспринял благодать, объявленную Бонифацием VIII, и верующие не только со всех концов Италии, но также из других стран Европы (в первую очередь – из Франции), устремились в Рим, чтобы освободиться от грехов и временного наказания за них, получив полную индульгенцию. Подавляющее большинство из прибывших в Рим были здесь впервые. Все были восхищены красотой и величием римских храмов, торжественными богослужениями и блеском Папского Престола. Великий художник Джотто (терциарий Ордена Францисканцев) по заказу Бонифация VIII расписал фресками в Латеранской Базилике Лоджию Благословения, возведенную к Юбилею для благословения Папой паломников, прибывающих на Юбилей. В том Юбилейном году в Риме побывало свыше 200 тысяч паломников – по тем временам астрономическая цифра. Единственный мост, по которому можно было попасть к Базилике Святого Петра (мост Сант-Анджело над Тибром), был забит пестрой разноязычной толпой паломников. Все они стремились попасть ко гробу св. Петра, чтобы получить полную индульгенцию. Считается, что именно римлянам принадлежит идея двустороннего движения: они регулировали движение по мосту так, что не было заторов и все желающие без задержек проходили через мост и мимо замка Сант-Анджелоподнимались на Ватиканский холм. Великий поэт Данте Алигьери (терциарий Ордена Францисканцев), также проходивший в тот Юбилейный год по этому мосту, позже написал в эпохальном произведении «Божественная комедия»:

Так римляне, чтобы наплыв толпы,
В год юбилея, не привел к затору,
Разгородили мост на две тропы,

И по одной народ идет к собору,
Взгляд обращая к замковой стене,
А по другой идут навстречу, в гору(Ад, песнь
XVIII, 28–33).

Все, участвовавшие в тех юбилейных торжествах, до конца жизни оставались под впечатлением этого необыкновенного года.

Что породило такой энтузиазм

Чтобы понять, почему Юбилейный год с его получением юбилейной индульгенции вызвал такой всеобщий энтузиазм, нужно вспомнить, какие строгие правила существовали раньше при отпущении грехов. В течение многих веков отпущению грехов предшествовала епитимия (покаянное наказание). Епитимия накладывалась сразу же после исповеди, и лишь по исполнении епитимии наступало отпущение грехов, примирение с Церковью и допущение к Таинствам. Епитимиизачастую были не только трудновыполнимыми, но также длительными, иногда растягивались на много лет и даже бывали пожизненными: за убийство, например, в качестве епитимии назначалось пожизненное изгнание и покаянное странствование в строгом посте вдали от родных мест.

В зависимости от грехов, покаянный период (епитимия) мог состоять из многих стадий покаянных наказаний. Случалось, что кающийся не успевал их пройти до конца своей жизни;при этом в течениевсего покаянного периода онне получал примирения и не был допускаем к Таинствам; и лишь будучи при смерти, этот кающийся получал полное отпущение грехов (а если выздоравливал, то обязан был все же пройти епитимию до конца).

А тут в Юбилейный год верным была дарована возможность незамедлительнополучить полное отпущение всех грехов – даже тех, за которые в обычное время налагалась тяжелая многолетняя епитимия.

(В наше время полную индульгенцию можно получить не только в Юбилейный год)

Чрезвычайный ЮБИЛЕЙ 1350 года

Итак, первый Юбилей имел необыкновенный успех и принес огромные духовные плоды. Все хотели скорейшего наступления следующего Юбилейного года, чтобы получить полную индульгенцию, а сто лет – слишком большой отрезок времени для человеческой жизни. Поэтому объявленный Бонифацием VIII столетний срок между проведениями очередных христианских Юбилеев впредь не был выдержан – жизнь внесла свои коррективы.

В 1343 году делегация из Рима отправилась во Францию к Папе Клименту VI (г. п. 1342–1352), находящемуся в Авиньоне (т. наз. Авиньонское пленение Пап: 1309–1378), с просьбой о проведении в 1350 году чрезвычайного (внепланового) Юбилея, проведение которого даст возможность намного большему числу людей черпать из благ Юбилейногогода. Кроме того, римляне надеялись, что Юбилей всколыхнет энтузиазм верующих и что проведение Юбилея поможет Папе наконец вернуться в папскую резиденцию в Риме.

Климент VI согласился с этим предложением и в булле Unigenitus Dei Filius объявил 1350 год Юбилейным, а также убрал секулярную, столетнюю периодизацию(чем очистил христианские Юбилеи от языческого акцента), сократив период между Юбилейными годами со ста до пятидесяти лет, и усилил таким образом библейское основание; а также постановил впредь проводить Юбилейные годы, следуя указаниям Священного Писания: через каждые 50лет. Для получения паломниками полной индульгенции во время Юбилейного года к Базилике Святого Апостола Петра и к Базилике Святого Апостола Павла за Городскими Стенами Климент VI добавил также Латеранскую Базилику.

Сам Климент VI, исходя из сложившихся политических обстоятельств, все же не смог прибыть в Рим и провести Юбилей 1350 года; для проведения Юбилея он послал в Рим своего легата.

В праздновании этого Юбилейного года,в частности, принималиучастие св. Бригитта Шведская со своей дочерью св. Екатериной Шведской, а также поэт Франческо Петрарка (терциарий Ордена Францисканцев).

Чрезвычайный ЮБИЛЕЙ 1390 года

По установленному Климентом VI порядку следующий Юбилей должен был состояться в 1400 году, но Папа Урбан VI (г. п. 1378–1389) – Папы уже находились в Риме – объявил проведение в 1390 годучрезвычайного (внепланового) Юбилеяв связи с Великой схизмой в Западной Церкви (появлением антипапы, который обосновался в Авиньоне). Урбан VI надеялся, что проведение Юбилея поможет ликвидировать раскол. К списку Базилик, где можно было получить юбилейную индульгенцию, Урбан VI добавил еще и четвертую: Базилику СантаМария Маджоре.Кроме того, Папа сократил интервал между проведением очередных Юбилеев до 33 лет – в ознаменование 33 лет земной жизни Иисуса Христа; и предписал и впредь проводить Юбилеи через каждые 33 года.

Но Урбану VI не довелось провести учрежденный им Юбилей: в 1389 году он умер и верные ему кардиналы избрали Папой Бонифация IX (г. п. 1389–1404), который и провел Юбилей 1390 года.

Второй Юбилей Бонифация IX

Проведя Юбилей 1390 года, Бонифаций IX все же не хотел нарушать установленный Климентом VI пятидесятилетний ритм проведения Юбилеев и поэтому объявил юбилейным также 1400 год. В историю Юбилеев ЮБИЛЕЙ 1400 года вошел как Юбилей покаянных «белых процессий».

Первое юбилейное открытие врат

Папа Мартин V (г. п. 1417–1431), избранный после раскола в Западной Церкви, решил продолжить постановление Папы Урбана VI о проведении Юбилеев с интервалом в 33 года и объявил Юбилей в 1423 году (через 33 года после Юбилея 1390 года). Он также предписал и впредь проводить Юбилеи через каждые 33 года. Главным проповедником подготовки к Юбилею 1423 года был францисканец св. Бернардин Сиенский – распространитель почитания Пресвятого Имени Иисуса. Весь Рим сходился слушать его знаменитые проповеди. Часто среди его слушателей можно было увидеть кардиналов, а то и самого Папу. Активное участие в проведении Юбилея принимала св. Франциска Римская, известная своей благотворительной деятельностью и помощью бедным паломникам.

В ЮБИЛЕЙ 1423 года были открыты врата Латеранской Базилики (это было первое, еще не ставшее традицией, юбилейное открытие врат).

«Золотой Юбилей»

Папа Николай V (г. п. 1447–1455) вернулся к интервалу в 50 лет и объявил Юбилейным 1450 год. В Булле Immensa et innumerabilia Папа напомнил верным, что Юбилей дает более широкую возможность черпать Благодати Божии. Отклик со стороны верных был настолько значительным, что ЮБИЛЕЙ 1450 года вошел в число наиболее знаменательных. Наплыв паломников в Рим был таким большим, что пребывание в Риме, необходимое по предписанию для получения индульгенции, было сокращено до трех дней. В память о Юбилее 1450 года Николай V велел выпустить первую в истории Юбилеев юбилейную медаль.

На улицах Рима слышались разныея зыки, в частности: французский, немецкий, испанский, португальский, греческий, армянский, славянские. Наплыв иноземцев был такой, что речь хозяев Юбилея – итальянская – ушла на второй план.К Юбилею Николай V приложил старания к перестройке Рима, а также к реконструкции Ватиканского дворца и Базилики Святого Петра; комплекс на Ватиканском холме был украшен работами именитых художников, среди которых был доминиканец блаженный Фра Анджелико. В связи со всем этим Юбилей 1450 года был назван Золотым. Впоследствии этот Юбилей называли также Юбилеем святых, потому что в юбилейных торжествах участвовали верные, которые в будущем были объявлены святыми. Во время данного Юбилея был канонизирован Бернардин Сиенский (известный своими проповедями к Юбилею1423 года).

(Продолжение следует)
Семья Щетинских

Фото 1: Общая аудиенция Папы Франциска в ватиканском Зале Павла VI. Январь 2024 г.
Фото 2: Джотто. Бонифаций VIII объявляет Юбилейный Год 1300. Латеранская Базилика в Риме.
Фото 3: Фра Анджелико. Четыре Евангелиста (1447-1449). Купол Часовни Никколина, Ватикан.
Фото 4: Юбилейные врата в Соборе Святого Петра, которые будут открыты 25.12.2024 г. Фотограф: Епископ Клеменс Пиккель.

Рубрика: Юбилей 2025

Автор: