Паломничества в христианстве

Zelo zelatus sum pro Domino Deo exercituum

В раннем христианстве

Как вид христианского благочестия, основанный на уверенности, что к Богу можно лучше приблизиться в определенных, особо святых местах, паломничества были известны уже в раннем христианстве.

В первые три века христианства этот вид благочестия не был широко распространен. Христиане катакомбного периода жили ожиданием скорого Второго Пришествия Иисуса.Тогда доминировала концепция, по которой земной Иерусалим был заменен Небесным Иерусалимом, и все устремления христиан того периода были направлены на достижение Иерусалима Небесного.

Кроме того, христианство в то время было еще неофициальной, преследуемой религией, что отнюдь не способствовало паломничествам. Поэтому паломничества первых трех веков христианства ограничивались посещением христианами отдельных гробов мучеников на загородных кладбищах, в катакомбах – т. е. в непосредственной близости.

Изменение ситуации

Ситуация изменилась в начале IV века, когда Константин Великий в 313 году Миланским эдиктомпридал христианству статус официальной религии и христиане вышли из подполья.

Уже вIV веке христиане стали посещать Палестину:те места на Святой Земле, где жил и проповедовал Иисус Христос.Особенной популярностью пользовался Иерусалим.

Путь в Иерусалими в Святую Землю вообще открыли для христиан император КонстантинВеликийи его мать св. Елена.

Во-первых, Константин вернул Иерусалиму его прежнее, историческое название, изъявназвание«Элия Капитолина», котороево II веке император Адриан дал практически разрушенной столице Святой Земли.И Святой Град вновь стал именоваться Иерусалимом.

А во-вторых, по приказу Константина и при его содействии, после Никейского Собора (325 год) на месте распятия и погребения Иисуса был построен Храм Гроба Господня (335 год), который стал для паломников главным объектом посещения. Место погребения Иисуса обнаружила св. Елена. На этом месте и был построен храмовый комплекс, состоящий из трех храмов: Базилика Martyrium (Мучеников); ротонда – круглая церковь – Anastasis (Воскресения) над пустым Гробом Иисуса; и храм Calvarium (Голгофа) на месте распятия Иисуса.

В наше время Гроб Христа и Голгофа находятся под одной крышей. Сейчас это главная христианская святыня Иерусалима и всего христианского мира, известная под названием «Храм Гроба Господня» или же – «Храм Воскресения Христова».

Св. Елена, совершая в первой половине IV века продолжительное паломничество по Святой Земле, кроме места погребения Иисуса и кроме Креста, на котором Его распяли, нашла также и другие священные места:в частности Пещеру Рождества, над которой по приказу Константина в 326–333 годах был построен храм – первая христианская базилика.

Все это дало мощный импульс развитию массовых паломничеств в Святую Землю.

Храм со множеством «алтарей»

Особой популярностью у паломников пользовался Иерусалим. В 385 году св. Иероним писал: «Со всего света приходят сюда в Иерусалим; город полон паломников всех народов, которые прибывают поклониться Христу в тех местах, где впервые засиял миру свет Святого Евангелия».

К тому времени Иерусалимская христианская община создала определенные традиции почитания святых мест. Моления были продуманы таким образом, что, входя в Святую Землю, паломники входили как бы в один общий Храм со множеством «алтарей». Главным «Алтарем» этого Храма был Храм Гроба Господня, а остальными «алтарями» были места, освященные присутствием Иисуса, где совершились те или иные евангельские события и куда паломники старались попасть на моления в соответствующие этим событиям дни, совершая таким образом определенный круг молений.

Иерусалимская практика поклонения святым местам в Палестине у разных «алтарей» впоследствии отразилась на строительстве христианских храмов, в которых, помимо главного алтаря, устанавливались также и боковые алтари, которые считались отображением храмов Святой Земли. Со временем названия этих алтарей менялись.В старинных больших католических храмах и по сей день сохраняются нескольких боковых алтарей. Однако, в настоящее время «Введение в Миссал» запрещает устанавливать в храмах другие алтари.

Этот круг молений в Святой Земле послужил также основанием для создания круга молений в рамках церковного Литургического года – замкнутого в пределах одного года молитвенного цикла, главной вехой которого является Пасхальное Триденствие.Пасхальное Триденствие – этокак бы символическое отображение «главногоАлтаря» родом из Святой Земли.(Подробнее см. в предыдущем номере журнала «Климент».)

Пути, по которым шли первые паломники

В Святую Землю паломники из Европы добирались до Константинополя, а оттуда плыли морем до порта Яффа или до Кесарии, а дальше продвигались так называемым «путем пилигримов» – через Малую Азию до Тарса и Антиохии в Киликии.

Паломники из Африки шли через север Синая (через Египет) и затем проходили пустыню вдоль Средиземного моря – до Палестины.

(СПРАВКА: Египет в первые столетия христианских паломничеств был христианским. Еще в 30-е годы I в. до Р. Х. он был включен в состав Римской империи, а с 395 по 639 г. был провинцией Византийской империи, пока в 639 г. его не завоевали арабы.)

Вдоль основных путей, по которым шли паломники, возводились храмы, монастыри, а также были построены постоялые дворы, приюты, странноприимные дома и даже охраняемые колодцы. В храмах и монастырях, находящихся по пути следования, паломникам выдавали для духовного окормления и для практической помощи специальные путеводители-итинерарии.

Важный фактор христианского благочестия

Многие из Отцов Церкви были большими приверженцами паломничеств как вида христианского благочестия, считая его очень важным фактором на пути возрастания и укрепления веры. Среди них были, например, св. Иероним и св. Иоанн Златоуст, которые очень благосклонно относились к паломничествам и обосновали духовный смысл христианского паломничества. Они подчеркивали, что посещение святых мест с почитанием мощей, чудотворных икон и других святынь приобщает к Горнему Миру и укрепляет в человеке веру в Бога; а посещение Святой Земли является для человека наглядным свидетельствомБоговоплощения и пребывания Бога на земле.

Паломничества как вид христианского благочестия прочно вошли в жизнь христиан, пройдя длинный путь обогащения посещением все новых святых мест.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХРИСТИАНСКИХ ПАЛОМНИЧЕСТВ

Исходя из разной степени святости посещаемых паломниками святых мест, религиозные паломничества (PeregrinatioReligiosa) были разделены по степени важности следующим образом:

  1. «Первостепенные паломничества»

Наиболее важными в христианском мире считаются три паломнических места, и им был присвоен ранг Peregrinationesmaiores (primarie) – т. е. «Большие паломничества» («Первостепенные паломничества»).Это паломничества:

– в Иерусалим (Святая Земля) с Гробом Иисуса Христа;

–в Рим (Италия) с гробницами свв. Апостолов Петра и Павла;

– в Сантьяго-де-Компостела (Испания) с гробом св. Апостола Иакова Старшего.

  1. «Второстепенные паломничества»

Остальные паломничества в святые места: и в места, находящиеся в Святой Земле; и в места, находящиеся в других частях мира; а также паломничества к отечественным и местночтимым святыням – относятся к рангу Peregrinationes Secundarie («Второстепенные паломничества»).

Все виды религиозных паломничеств очень разнообразны и многочисленны.

Вот основные из них:

ПАЛОМНИЧЕСТВA AD LIMINA

Самый ранний вид паломничеств, известный уже христианам катакомбного периода – это паломничества ко гробам мучеников за веру. Этот вид паломничеств дал начало паломничествам ко гробам известных святых и вообще – «ко святым гробам»: adLiminaSanctorum («ко святым порогам»: лат. limen, что значит «конец, порог, граница, рубеж»). LiminaSanctorum можно понимать как конец святого жизненного пути или же как порог, за которым начинается вечная, святая жизнь.

Три первостепенных паломничества (maiores), о которых говорилось выше, также относятся к паломничествам adlimina.Один из видов паломничества ad limina maiores – это визит в Рим ко гробницам свв. Апостолов Петра и Павла католических епископов поместных Церквейразных стран. Через каждые пять лет епископы определенной страны по предписанию Кодекса Канонического Права обязаны посетить Рим с визитом adimina,чтобы поклониться мощам Апостолов Петра и Павла, а также встретиться с преемником св. Петра – епископом Рима Папой Римским – и доложить ему о том, как обстоят дела во вверенных им епархиях.

Паломничества ad limina были первой ступенькой ко всем паломничествам: со временем из корня паломничеств ad limina вырастали ветви все новых паломничеств.

ПАЛОМНИЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТОМ СВЯТЫХ

Зародившись среди христиан катакомбного периода, этот вид паломничеств возрастал вместе с развитием Учения Церкви о заступничестве святых. Стали популярными паломничества в места, связанные с подвижничеством святых: пустыни, монастыри, храмы.

ПАЛОМНИЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТОМ МОЩЕЙ И РЕЛИКВИЙ

Одним из видов паломничеств, связанных с культом святых, стали паломничества, связанные с культом мощей и реликвий. Почитание святых, их мощей и реликвий Христианская Церковь понимает как поклонение Тому, Кто наделил святых благодатными Дарами и в служении Кому они совершали свои духовные подвиги.

ПАЛОМНИЧЕСТВА К ЧУДОТВОРНЫМ ИКОНАМ

К рангу мощей и реликвий приравнивались иконы и образа святых.

Поэтому, кроме почитания мощей, с культом святых был тесно связан также культ чудотворных икон и изображений. Стали очень популярными паломничества к чудотворным иконам, а соответственно – в санктуарии, где они находятся.

ПАЛОМНИЧЕСТВА К ЧУДОТВОРНЫМ ИКОНАМ БОГОРОДИЦЫ

Особую ветвь, связанную с культом икон и образов, составляли и составляют паломничества к чудотворным иконам и изображениям Богородицы, а также в санктуарии, где они находятся. Со временем к этим санктуариям были присоединены санктуарии, связанные с явлениями Девы Марии.

ПАЛОМНИЧЕСТВА ИСКУПИТЕЛЬНЫЕ – PEREGRINATIONES

В раннем Средневековье появился вид паломничества, носивший название «искупительное, покаянное паломничество» (иногда – «судебное паломничество»). Этот вид паломничества Церковь позаимствовала из римского законодательства, где была особая «статья», которая применялась к преступнику, совершившему особо тяжкое преступление (в первую очередь – убийство). Такой преступник наказывался изгнанием за пределы родной земли (лат. peregre: per «вне, за» + ager – «земля») и его называли peregrinus – т. е. «чужестранец, чужой, изгнанник», а его странствия называли peregrinatio – т. е. «странствия в чужой земле».

Позаимствовав из римского законодательства этот вид наказания (а также римскую терминологию peregrinus и peregrinatio), Христианская Церковь стала применять peregrinatio – т. е. «странствия в чужой земле, изгнание» – как епитимию, налагаемую на покаявшегося грешника, совершившего особо тяжкий грех (как правило – убийство). Жизнь такого покаянного скитальца-изгнанника была похожа на жизнь Каина, которого Бог за убийство Авеля наказал изгнанием и скитанием: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4, 12).Так появился особый вид паломничества, называемый «искупительное покаянное паломничество».

Со временем термин peregrinatio стал названием паломнического странствия вообще – не обязательно покаянного, а термин peregrinus стал названием паломника вообще. Это объясняется тем, что странник по святым местам (когда паломнические пути вели за пределы родной земли) также совершалстранствия в чужой земле и был там чужестранцем.

ПАЛОМНИЧЕСТВА ПО ОБЕТУ – PEREGRINATIONES VOTIVA

По образцу покаянных паломничеств возник вид паломничества под названием peregrinatio votiva («паломничество по обету»). Человек брал на себя обет предпринять паломничество. По достижении цели вотивного паломничества паломник обычно оставлял там вотивные дары (лат. votum – «жертва, дар по обету»). Со временем обычай вотивных даров из этого паломничества вошел в широкий обиход и стал очень популярным.

Семья Щетинских, Сочи

Фото 1: Казань. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 2: Волгоград. Страстная Пятница 07.04.23
Фото 3: Ростов-на-Дону. Великий Четверг, 06.04.23
Фото4: Адлер. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 5: Таганрог. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 6: Элиста. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 7: Туапсе. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 8: Тамбов. Вербное Воскресенье, 02.04.23
Фото 9: Ульяновск. Паломничество Фатимской иконы Божией Матери, 07.11.20
Фото 10: Самара. Великий Четверг, 06.04.23
Фото 11: Оренбург. Пасхальный Крестный ход, 09.04.23

Рубрика: Тема номера

Автор: