К цивилизации любви Бога. Социальное учение Католической Церкви. Часть 1.

Ad maiorem Dei resurgentis gloriam

Церковь учит человека, что Бог дает ему реальную возможность преодолеть зло и достичь добра. Господь искупил человека «дорогой ценой» (1 Кор 6, 20). Смысл и основание деятельности христиан в мире происходят из этой уверенности, вселяющей надежду, несмотря на грех, который налагает тяжелый отпечаток на человеческую историю. Согласно божественному обетованию, мир не остается замкнутым на себе, но открыт Царству Божию. (Компендиум социального учения Церкви 578)

Христианская надежда побуждает нас трудиться в социальной сфере и верить, что возможно построить лучший мир, хотя и не может быть «рая на земле». Христиан, особенно верных мирян, Учительство увещает поступать так, «чтобы сила Евангелия воссияла в повседневной, семейной и общественной жизни. Они являют себя сынами обетования, если, сильные в вере и надежде, они дорожат настоящим временем (ср. Еф 5, 16; Кол 4, 5) и ожидают с терпением грядущей славы (ср. Рим 8, 25). Пусть они, однако же, не скрывают этой надежды во глубине своей души, но постоянным обращением и борьбой “против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы” (Еф 6, 12), выражают ее и через различные области жизни мирской». Не все разделяют религиозную мотивацию, но проистекающие из нее нравственные убеждения служат точкой соприкосновения для христиан и всех людей доброй воли. (Компендиум социального учения Церкви 579)

Социальное учение Церкви определяется как моральное учение, которое Церковь осуществляет в социальных, политических, экономических, семейных и культурных вопросах, изложенное в различных сочинениях и заявлениях Папы Римского, церковных организаций и Епископов. Таким образом, это компендиум учений Католической Церкви о реалиях и социальных, экономических, культурных и политических проблемах, которые исторически влияют на человека и человеческое сообщество на национальном и международном уровне. Его основание находится в естественном праве, в откровении, содержащемся в Священном Писании, в размышлениях, а также в богословской и пастырской практике; в социальных науках. Цель этого учения состоит в том, чтобы предложить христианам, человеческому сообществу в целом и государствам всесторонний анализ реальности и критерии действий; в целях содействия организации более гуманного, справедливого и братского общества.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ?

Социальное Учение Католической церкви — это совокупность учений, зародившихся внутри Церкви как исторический ответ на экономические и социальные проблемы. Это учение было сформулировано в энцикликах, апостольских обращениях, а также пастырских посланиях, включая радиопослания. Это церковное наследие размышлений и действий было организовано и реорганизовано в последние годы, начиная с энциклики Rerum Novarum Папы Льва XIII (1891 г.), как официальное Социальное Учение Церкви; как набор критериев для оценки того или иного социального явления и указаний к действию.

Социальное Учение Церкви охватывает все сферы человеческой жизни; оно объективно распространяется на всю панораму временных реалий, которые определяют и обуславливают жизнь человеческой личности внутри общества.

Социальное Учение Церкви укоренено в самой Истории Спасения. Христиане, которые сегодня принимают на себя свои социальные обязательства как следствие своей веры, знают, что социальная практика неотделима от Истории Народа Божьего. Это учение основано на Слове Божьем, на проповеди Царства Иисуса, а также на опыте и свидетельстве первых христианских общин.

В основе Социального Учения Церкви лежит достоинство человеческой личности, особенно бедных людей (Sollicitudo Rei Socialis 42). Миссия Иисуса и пример его жизни ясно продемонстрировали его приверженность достоинству и правам человеческой личности, потребности самых слабых, самых нуждающихся, жертв несправедливости.

Социальное Учение Церкви имеет динамичный и исторический характер. Это требование Царства и следования за Иисусом становится опытом, накопленным на протяжении всей истории, и показывает различные способы, посредством которых христианская община должна объединить долг веры и социальные обязательства (Octogesima Adveniens 42).

Социальное Учение Церкви является важной частью евангелизации. Социальное послание Церкви станет достоверным только благодаря свидетельству дел (Иак 2:14-18) (Centesimus Annus 57). Обучение этому является важной частью веры и евангелизационной миссии Церкви (Sollicitudo Rei Socialis 41).

Социальное Учение Церкви преподается специально для католиков, но не только. Через него Церковь выполняет свою миссию, помогая своим крещеным и тем, кто, не будучи католиками, разделяет ее социальное учение, освещать социальные, экономические, политические и культурные проблемы каждой эпохи, чтобы преобразить их в свете Евангелия.

Социальное Учение Церкви – это больше, чем теория; это прежде всего руководство к действию (Centesimus Annus 57). Хоть это и академическая дисциплина, она в основном ориентирована на жизнь, создана для практики. Именно так на протяжении веков понимали это мужчины и женщины всех социальных классов и культур, индивидуально и в организациях, участвовавшие в различных действиях в пользу маргинализированных слоев населения (Centesimus Annus 49).

Социальное Учение Церкви руководит деятельностью каждого человека, борющегося за справедливость. Оно не ограничивается перечислением принципов или характеристикой того или иного общества, но его цель состоит в том, чтобы способствовать тому, чтобы люди были привержены справедливости, в соответствии с функцией, призванием и обстоятельствами каждого человека (Sollicitudo Rei Socialis 41).

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ– ЭТО НЕ…

Чтобы лучше понять сферу применения Социального Учения Церкви, попробуем указать, чем оно не является.

Социальное Учение Церкви – это не политическая доктрина и не экономическая доктрина: Церковь призвана брать на себя роль не власти, а свидетельства и служения, ее миссия – провозглашение Царства Божьего. Именно поэтому она не предоставляет технических решений, за которые отвечают государства или институты гражданского общества, в которых призваны участвовать католики.

Социальное Учение Церкви не является идеологией в русле капитализма или социализма: последние в равной степени ответственны за серьезную социальную несправедливость, за морально неприемлемые методы и последствия. Социальное Учение Церкви не может быть ассимилировано с программой какой-либо политической партии, это, по сути, моральная теология (Sollicitudo Rei Socialis 41), его задача — прояснить последствия различных политических и экономических проектов, чтобы они соответствовали достоинству человеческой личности.

Социальное Учение Церкви не является статическим или неизменным набором принципов, потому что, когда оно призвано осветить и интерпретировать меняющиеся исторические ситуации, оно не может иметь той же значимости, что и догматические утверждения. Как сказал Папа Павел VI, Церковь никогда не сможет ограничиться лишь одним словом в своей оценке конкретных социальных проблем. Католическая вера может вести к различным конкретным решениям, в зависимости от социальных, политических, экономических и иных условий.

Фото: 23-я годовщина освящения Кафедрального Собора. 15.10.23. Фото Николай Корнилов

Рубрика: Каритас Юга России, Учение Церкви

Автор: