Церковь всегда праздновала Юбилеи

Stat crux dum volvitur orbis

«Церковь всегда праздновала Юбилеи
как значительные шаги на ее пути к
полноте Христовой»
св. Иоанн Павел II

«Время в христианстве играет основополагающую роль. Во времени происходит Сотворение мира, в нем разворачивается история Спасения, которая достигла апогея в „полноте времени” Боговоплощения и закончится славным Вторым Пришествием Сына Божия в конце времен. <…> Из этой связи Бога со временем рождается долг освящать время. Это происходит, когда, например, Богу посвящаются определенные временные отрезки, дни, недели, как это делалось еще в религии Ветхого Завета и продолжает делаться, хоть и по-новому, в христианстве».

Иоанн Павел II, Tertio Millennio Adveniente, 10

Как освящали время «в религии Ветхого Завета»

Евреи свято соблюдали субботу и праздники, предписанные Богом(см. Лев 23). Кроме того, они отмечали также субботний и Юбилейный годы.Это были особые празднования.

Год субботний (см. Лев 25,1–7) по Закону Моисея отмечался каждый седьмой год: подобно тому, как освящался каждый седьмой день, так должен был освящаться каждый седьмой год. В течение этого года даже земля (как всецело принадлежащая Господу) должна была соблюдать субботу – т. е. покоиться от обработки: земле в этот год давали отдых, земледелие прекращалось. Полученного в шестой год урожая (по обетованию Бога – см. Лев 25,20–22) хватало также на весь субботний (седьмой) год и еще на восьмой – до нового урожая, а все плоды, выросшие сами собой в эти годы (т. наз. самородные),отдавались бедным, а что оставалось – животным (см. Исх 23,10–11).

Субботний год называли также годом прощения. Кроме освобождения каждого израильтянина, попавшего в рабство (скажем, за неуплату долгов),четкие предписания Закона предусматривали в субботний год также прощение грехов.Все это делалось во славу Божию.

Ветхозаветные Юбилеи

В завершение семи субботних лет (7х7=49) наступал год Юбилейный (см. Лев 25,8–12), совершавшийся в каждый пятидесятый год. Слово «юбилей» происходит от древнееврейского iobel, что значит «бараний рог», «труба». Наступление Юбилейного года торжественно открывали специальной мелодией, которую играли на юбилейном роге. Это происходило в десятый день седьмого месяца Тишри, в великий день Очищения. Юбилейный год объявляли торжественно и публично, потому что это был особый год. Все привилегии субботнего годабыли действительны и в Юбилейный год, но в Юбилейный год обычаи субботнего года совершались с бо́льшим размахом и более торжественно.«Одним из самых знаменательных последствий Юбилейного года было всеобщее „раскрепощение” жителей, которые нуждались в освобождении. По этому случаю каждый израильтянин вновь становился хозяином земли своих предков, если он продал или лишился ее, став рабом. Нельзя было до конца лишиться земли, ибо она принадлежала Богу, и не могли сыны Израиля вечно пребывать в рабстве, ибо, освободив их из египетского пленения, Бог „выкупил” их Себе как Свою исключительную собственность» (Иоанн Павел II, Tertio Millennio Adveniente, 12).

Юбилейный год был завершением великого круга субботних годов, и после этого все обновлялось, народ вступал как бы в новую жизнь. Четкие и подробные предписания по субботним дням, субботнему году и году Юбилейному содержались в книгах: Исход (23, 10–11), Левит (25–27), Второзаконие (15, 1–18).

Юбилеи в христианстве

Практика Юбилеев, берущая свое начало в Ветхом Завете, продолжается также в истории Христианской Церкви. Все началось с того, что уже с самого начала христианства христиане-паломники шли в Вечный Град ко гробам свв. Апостолов Петра и Павла,чтобы получить отпущение грехов. Этим паломничествам новое, более глубокое, измерение придала практика празднования Юбилейных годов со всеобщим и полным отпущением грехов, введенная Папой Римским Бонифацием VIII (годы понтификата1294–1303).

«Идя навстречу желаниям жителей Рима Папа Бонифаций VIII торжественно объявил 1300 год первым Юбилеем в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой „изобильное отпущение и прощение грехов” давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петрав Вечном городе, Папа пожелал по случаю Юбилея даровать „прощение грехов”, которое было бы не только более изобильным, но и полным. Начиная с этого времени, Церковь всегда праздновала Юбилеи как значительные шаги на ее пути к полноте Христовой» (Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium, 5).

Особый знак христианских Юбилейных торжеств

Чтобы отпущение и прощение грехов «было не только более изобильным, но и полным», были введены т. наз. юбилейные индульгенции, которые стали особым знаком христианских Юбилейных торжеств. С этого момента паломники, совершившие в Юбилейный год паломничество в Рим,получали там полную индульгенцию, освобождаясь от грехов и кары за них.

Индульгенция – это проявление полноты Милосердия Бога, дар Милосердия Божия: через индульгенцию кающийся грешник получает освобождение от временной кары за грехи, уже отпущенные священником во время исповеди (во время исповеди священник отпускает грехи, но временная кара за них еще предстоит: страдания в чистилище – это и есть естественное последствие греха). Индульгенции разделяются на частичные и полные. Юбилейная же индульгенция – это полная индульгенция, которая дается в Юбилейный год даже за деяния, при совершении которых в обычное время дается лишь частичная индульгенция. Юбилейная индульгенция дается паломникам, посетившим Рим в Юбилейный год (при этом должны быть соблюдены условия, необходимые для получения полной индульгенции).

С введением практики Юбилейных годов и юбилейных индульгенций появился новый вид паломничества в Рим – т. наз. юбилейные паломничества, которые являются более полным видом паломничеств, совершаемых христианами в Вечный Град ко гробам свв. Апостолов Петра и Павла для получения отпущения грехов.

Семья Щетинских, Сочи

Фото 1: 100-летний Юбилей Конгрегации Сестер Служительниц Иисуса в Евхаристии. Празднование в Саратове. 23.04.2023 г.
Фото 2: 30-летний Юбилей освящения храма Христа Царя в Марксе, 23.11.2023 г.
Фото 3: 125 лет со дня закладки первого камня в строительство храма, 120 лет со дня первой Евхаристии и 10 лет со дня освящения храма после его
возвращения католической общине. Тамбов, 01.10.2023 г.

Рубрика: Юбилей 2025

Автор: