Святость и добродетели

Solus cum Deo solo

«Святость – это не про «быть хорошим человеком»,
святость – это быть отделенным для священного использования»
Сара Янг, «Иисус говорит с тобой», 13 декабря.

– Мы слишком много думаем о грехе, и слишком мало – о добродетели.
– И какая добродетель, по-твоему, в самом большом дефиците?
– Больше прощения пошло бы миру на пользу…
Диалог из фильма «Голгофа»

Здравствуйте, мой уважаемый читатель!

Поскольку Вы держите в руках этот журнал и начали читать статью с таким заголовком, то Вы, полагаю, не один раз слышали слова «святость», «святой», «общение святых» … И, вероятно, не один раз думали о том, что такое святость, и кто такие святые. И, конечно, же Вы знаете все правильные ответы о святости из Катехизиса Католической Церкви, или из Компендиума, его краткой версии, или из воскресных проповедей и катехетических встреч. Поэтому я не буду спрашивать Вас, что Вы ДУМАЕТЕ о святости.

Наше с Вами общение через страницу с печатным текстом является, к моему сожалению, односторонним, но все же я рискну предложить Вам вопрос, искренний ответ на который, данный, в первую очередь, самому себе, представляется мне очень важным: какие ЧУВСТВА просыпаются в Вас, когда Вы слышите слова о святости? Ведь наша непосредственная эмоциональная реакция зачастую гораздо больше говорит о том, кто мы есть на самом деле, чем правильный ответ, усвоенный из вероучительного текста.

Ради этого шанса – узнать чуточку больше о себе, я и предлагаю Вам представить себя участником одной ситуациии прислушаться к тем чувствам, которые вызовут у Вас слова ее героини. Каким был бы Ваш первый – спонтанный, ответ ей?

Итак ситуация. Католический приход в одном из городов Сибири, встреча молитвенной группы несколько лет назад. Десять-двенадцать постоянных членов группы из самых активных прихожан прихода и священник, как обычно, встретились, чтобы помолиться розарий, поразмышлять над Божьим Словом и послушать всегда живое и компетентное наставление отца. Был канун Торжества всех святых, и чтение взяли из Откровения о «великом множестве людей в белых одеждах», стоящих перед престолом Агнца (Откр 7, 9), а в проповеди отец рассказывал о жизни святой Терезы из Лизье. Когда он закончил, одна из участниц, назовем ее Наташей, растроганная рассказом, произнесла: «Я так хочу стать святой! Я стараюсь жить добродетельной жизнью…» …

Не торопитесь читать дальше, а прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают в Вас эти слова? И к какому ответу героине они Вас подталкивают?

… В комнате повисла неловкая тишина. А потом раздался раздраженный, почти злобный голос: «Да что ты о себе возомнила?! Думаешь, ты – лучше всех?!» Неловкость в воздухе сгустилась еще больше… Наташа повернулась к даме, подавшей реплику, и с простодушной растерянностью спросила: «А разве Вы не хотите быть со Христом? Разве мы не для этого здесь собираемся?»

За этими простыми, возможно, даже наивно прозвучавшими словами Наташи стоят великие христианские истины, над выражением которых богословы и философы трудятся уже два тысячелетия. Но давайте последуем примеру нашей героини и постараемся выразить эти истины простыми словами, чтобы стало возможным осуществить эти истины в своей жизни, сделавее более добродетельной и так приблизиться к святости, к которой, как учит Церковь, призван каждый крещеный и верующий во Христа (ККЦ 2012).

«Бог свят»

Целиком и полностью, абсолютно и совершенно свят. И это не только про Его совершенство, хотя, конечно, Он совершен во всем.Это про то, что Он ОТЛИЧЕН от всего остального, что существует. Он – единственен, и нет никого и ничего, что было бы родственно Ему, входило бы в одну с Ним категорию. Он есть Тот, Кто Он есть, и Он такой – один.Именно это и означают слова «Бог – свят».

«Бог благ»

Можно было бы сказать и «Бог добр», но слово «добрый» порядком затерлось от слишком частого и своевольного применения. Хотя оно вполне уместно выглядит в утверждении: «Все по-настоящему доброе в этом мире и в человеке – от Бога». И это тоже проявление Его святости, отличности от мира, в котором добро перемешано, перекручено, искалечено и замаскировано злом.

«Бог щедр»

Он предлагает человеку, сотворенному Им по Своему образу и подобию, причастность к этому уникальному свойству – святости. Вот, откуда возникает призыв к святости, обращенный ко всем крещенным – из щедрости. «Стань святым» – это не какое-то дисциплинарное требование, которому нужно соответствовать, чтобы получить некую награду от Бога, это и есть награда – жизнь в сопричастности с Единственным, Святым, Благим и Щедрым.

Если суммировать, используя формулировки из ККЦ, то святость можно определить, как «… полноту христианской жизни и совершенство в любви» (ККЦ 2012). Для их достижения человеку нужно «применять силы по мере принятого дара Христова» (ККЦ 2013), во всем повинуясь воле Отца и стремясь ко все более глубокому союзу со Христом (ср. ККЦ 2013).

Рискну, уважаемый читатель, спросить еще об одном: какой первый спонтанный ответ придет Вам в голову, если спросят: «Как стать святым?»

Мысли я, разумеется, читать не умею, но опыт общения с самыми разными людьми позволяет мне сказать, что смысл самого частого ответа сводится к утверждению: «Не грешить».

Обратите внимание: вопрос, по сути, ставится о том, что нужно делать, а ответ сводится к тому, чего делать НЕ нужно. Это именно то противоречие, о котором говорят герои ирландского киношедевра «Голгофа», чей диалог вынесен в эпиграф. Мы зачастую так фиксируемся на избегании греха, что забываем о «позитивной повестке»: о том, к каким действиям нам нужно «применять силы», о которых говорит нам Катехизис.И вот тут-то нам на помощь и приходит христианское понимание добродетелей!

В современном мире понимание содержательной связи между святостью и добродетелями как-то размылось… Вряд ли этому стоит удивляться. За последние век-два интенсивной секуляризации святость или отрицали, отрицая Бога, или высмеивали, или сводили к «быть хорошим человеком». Добродетельности тоже сильно досталось: и к ханжеству ее приравнивали, и к «Моральному кодексу строителя коммунизма» пристегнуть пытались, и как якобы тормоз для развития свободной и творческой личности обесценивали, и к чисто моральным характеристикам все того же «хорошего человека» свести пытались…

Но что же такое добродетель, какой она бывает и как помогает нам принять в свою жизнь Божий дар святости?

Катехизис определяет добродетель как «привычное и постоянное расположение делать добро»(ККЦ 1803). Добродетельный человек – это тот, кто выбирает добро в своих конкретных поступках (вот оно позитивное действие!), причем делает это не по принуждению или неведению, а сознательно и свободно (ККЦ 1803), подобно тому, как это делает Сам Бог. Из-за того, что человеческая природа повреждена грехом, нам – людям, приходится учиться распознавать добро, чтобы выбрать именно его. При этом нас не перестают атаковать всякие искушения, которые затемняют наше сознание, запутывают чувства и стараются обмануть совесть.

Очевидно, что без Божьей благодати справляться с таким выбором и в таких условиях мы не можем (см. ККЦ 1810). Но Господь в Своей щедрости, милосердии и предусмотрительности дает нам не только постоянно действующую освящающую благодать (ККЦ 1999), но и то, что можно назвать «инструментами», действуя через которые Божья благодать проявляет себя в конкретных человеческих поступках. Эти «инструменты» можно использовать и как критерии, которые помогают нам делать выбор в пользу добра. Что за «инструменты/критерии»?

Добродетели!

Для начала – немного общих сведений.

«Уязвленному грехом нелегко хранить нравственное равновесие» (ККЦ 1810), поэтому нам нужна помощь свыше. Освящающая благодать приносит нам такую помощь в форме богословских добродетелей – Fides(вера), Spes(надежда) и Caritas (любовь). Человек, практикующий добродетели веры, надежды и любви в своей жизни, получает «залог присутствия и действия Святого Духа» в своих способностях (ККЦ 1812).

Вторая категория добродетелей, которые рассматривает учение Католической Церкви – это нравственные добродетели. Нравственные добродетели многочисленны, но все они так или иначе вытекают из четырех, которые признаны главными–Virtutes cardinālis: Prudentia(благоразумие илимудрость), Iustilia (cправедливость), Fortitudo(мужество)и
Тemperantia(воздержанность, умеренность, целомудрие)

Между богословскими и нравственными добродетелями есть принципиально важная связь: «богословские добродетели обосновывают, воодушевляют …воспитывают и оживляют все нравственные добродетели» (ККЦ1812).

В каком-то смысле нравственные добродетели более понятны, потому что они более конкретны, и нам бывает легче их распознать. Даже ребенок отличает мужественный поступок от малодушного, а справедливый от несправедливого!Поэтому они могут служить для нас своего рода критериями, какой выбор будет более приближающим нас к святости. Например, если страсть к риску, или жадность, или тщеславие толкают нас к какому-то действию, а разум говорит: «Это неблагоразумно», понятно, какой выбор приблизит нас к святости, а какой отдалит от нее.

Конечно, выработка устойчивой приверженности нравственным добродетелям – это «продолжительное дело. Никогда нельзя считать, что мы приобрели их раз и навсегда. Они требуют усилий в любом возрасте» (ср. ККЦ 2341), но это не отменяет их роли «указателей направления» к святости.

Практикуя веру, надежду, любовь и все остальные добродетели, человек усиливает в себе то подобие Богу, которое его Создатель вложил в него изначально, но которое было затемнено и деформировано грехом. Поэтому можно утверждать, что, упражняясь в добродетелях, мы приближаемся к осуществлению своего предназначения – к святости.

Тому, как мы можем упражняться в добродетелях веры, надежды и любви, будут посвящены статьи в следующих номерах «Климента».

Наталья Проскурина, к.б.н.

консультант психологической помощи

Фото 1: Встреча монашествующих Епархии. Сретенье Господн. Маркс, 02.02.2023

Фото 2: Кафедральный Собор Святого Климента. Вручение дипломов катехизаторам. Саратов, 02.07.23. Фотограф: Николай Корнилов

Фото 3: Приход Святого Климента. Саратов, 28.05.23. Фотограф: Николай Корнилов

Рубрика: Без рубрики, Тема номера

Автор: