Мужество: путь среди трудностей и вопреки всем препятствиям

Ora et labora

«Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

 (Фил 4,13)

Дорогие читатели!

Третья нравственная добродетель — это Мужество. Мужество — это добродетель воли, позволяющая нам достигать конкретного блага (то есть любви к Богу и ближнему) среди трудностей и вопреки всем препятствиям.

Часто, чтобы пребывать в добре и любви к Богу и ближнему, мы сталкиваемся с усталостью, бунтом страстей, гордостью, унынием, другими, более удобными интересами, непониманием и унижениями, завистью, препятствиями и открытым противодействием. Кто-либо когда-либо избежал всех этих и многих других трудностей?

«Мужество есть нравственная добродетель, обеспечивающая твёрдость в преодолении трудностей и постоянство в следовании добру. Оно укрепляет решение сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни. Добродетель мужества делает человека способным преодолевать страх, даже страх смерти, и переносить испытания и преследования. Оно располагает к самоотрешенности и самопожертвованию ради правого дела. “Господь сила моя и песнь” (Пс 118, 14). “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин 16, 33)» [ККЦ, 1808].

МУЖЕСТВО

Общеизвестно и доказано: жизнь нелегка. Мы должны научиться плыть по её течению и уметь преодолевать препятствия, справляться с невзгодами, ограничениями, недостатками или потерями, которые порой делают наш путь трудным, сложным и даже болезненным. Всё это требует сильного характера, способного выдерживать суровые испытания, выпадающие на долю каждого, кто стремится к добру.

Поэтому стоит задать вопрос: что это за ресурс, дающий людям способность преодолевать трудности, неудачи, провалы, фрустрацию, разочарования, несправедливость, предательства, а также крайне болезненные, даже травмирующие переживания и другие негативные состояния? Как нам обрести способность восстанавливаться после подобных событий и продолжать бороться? Как выдержать и противостоять такому натиску, не сдаваясь и не отказываясь от своей цели?

Для этого необходимо развивать в себе человеческую добродетель, чрезвычайно важную для преодоления всех трудностей и болезненных ситуаций, невольно возникающих на протяжении жизни. Это и есть «сила» — качество, связанное с владением волей. Но сила сама по себе не является ни способностью, ни навыком: это качество, называемое «добродетелью», которое обогащает волю каждого человека и, как следствие, его поступки в глазах других.

Не все люди обладают этой добродетелью, но те, кто ею владеет, проявляют стойкость перед лицом жизненных испытаний, стремясь к добру. Они также способны мужественно встречать трудности, не отказываясь от разума, который позволяет им действовать в соответствии с определёнными принципами.

Подобно тому, как интеллект взращивается через развитие способностей, связанных с когнитивной сферой, воля также должна взращиваться через развитие человеческих добродетелей, связанных с характером. Да, это качество, которое определяет человека как личность и обуславливает его твёрдые действия в многочисленных повседневных обстоятельствах — несмотря на неизвестность или сложность ситуаций, ошибки или неудачи в череде превратностей судьбы, усталость от бремени задач или боль и страдания, испытываемые перед лицом серьёзной утраты.

Учитывая ряд трудностей, с которыми часто сталкиваются мужчины и женщины, — сталкиваясь с таким количеством перемен, — им необходимо научиться справляться как с последствиями своих собственных неправильных решений, так и с последствиями решений других людей, с которыми они связаны, а также с теми ситуациями, которые создаёт сама жизнь и которые они не могут контролировать. В большинстве случаев они возникают из-за различных несчастий уже в очень юном возрасте и впоследствии становятся регулярной или «нормальной» частью взрослой жизни. Поэтому стоит задаться вопросом: как обрести силу?

Сила воли, как и другие добродетели, воспитывается, как уже было сказано. В данном случае это происходит посредством развития культуры усилия, когда человека с юных лет ставят в условия, требующие определённой степени строгости. То есть заставляют его прилагать усилия, если это возможно, превышающие его собственные силы; не опекают его чрезмерно и не потакают в решении его собственных проблем; не берут на себя управление его делами и не несут на себе бремени, которое положено именно ему; не создают для него условия постоянного комфорта и не обеспечивают немедленного удовлетворения его прихотей.

Но если человек уже взрослый, а характер и воля не сформировались, то можно рассмотреть два случая: либо он своенравный и капризный, либо зависимый и ленивый.

Добродетель мужества всегда требует определённого преодоления человеческой слабости и, прежде всего, страха. Ведь по своей природе люди спонтанно боятся опасности, разочарования и страданий.

Но храбрых людей нужно искать не только на поле боя, но и в больничных палатах; дома — рядом с семьёй; в тех, кто сталкивается с безработицей или лежит на ложе мучений, преодолевая страх ответственности за тяжёлые последствия ошибочных решений или постыдного поведения; в бизнесе — перед лицом убытков; среди тех, кто переживает последствия стихийных бедствий и лишений; среди людей, оказавшихся в местах ссылки. И, наконец, в бесчисленных ситуациях, требующих силы духа, активной позиции и мужества. Потому что жизнь продолжается.

Страх порой подрывает гражданское мужество людей, живущих в атмосфере угроз, угнетения или преследований, делая их покорными и рабами. Поэтому те, кто способен преодолеть так называемый барьер страха, чтобы свидетельствовать об истине и справедливости, обладают особым мужеством.

Чтобы достичь такого мужества, человек должен определённым образом «преодолеть» собственные ограничения: рискуя оказаться в незнакомой ситуации, рискуя быть осуждённым, рискуя подвергнуться неприятным последствиям, рискуя быть подвергнутым оскорблениям и унижениям, рискуя понести материальные потери и даже попасть в тюрьму или подвергнуться преследованиям и пыткам. Чтобы достичь такого мужества, человек должен быть подкреплён великой любовью к истине, глубокой идентификацией со своими ценностями или идеалами и благом, которому он себя посвящает. Добродетель мужества идёт рука об руку с духом жертвенности, ибо она готова заплатить любую цену ради борьбы и достижения самых высоких и возвышенных целей.

Как бы то ни было, мы можем в конечном итоге заключить, что характер, как и сила, поддаётся воспитанию, поскольку он основан на влиянии силы воли, привычек, убеждений и ценностей, чувств, культуры, сложившейся в семье, а также на собственном опыте. Характер — результат воспитания, опыта, взаимодействия и контекста, в котором он развивается. С этими качествами не рождаются; они приобретаются, поскольку имеют культурное происхождение. Поэтому человек без мужества в какой-то степени неспособен противостоять жизненным трудностям, чувствуя себя уязвимым перед многими вещами и ситуациями, которые кажутся угрожающими. В состоянии слабости ему будет трудно или даже невозможно жить полноценной жизнью, поскольку он будет ограничивать себя во многом и подчиняться другим из-за страха, вызванного собственной неуверенностью, слабостью и бесхарактерностью.

Однажды к святому Фоме Аквинскому подошла одна из его сестёр и спросила, что нужно, чтобы стать святым. Святой Фома ответил одним словом: «хотеть». Он больше ничего не добавил. Он знал, о чём говорил. Он знал, что Бог желает, чтобы мы все были святы, и поэтому дарует необходимые благодати в каждый момент. Но мы должны откликнуться. И отклик на благодать начинается с желания. Не просто желания, а твёрдого желания воли.

Фото к статье: о. Ондрей Славик

Читать в формате PDF

Рубрика: Учение Церкви

Автор: