«Это — твоё и на всю жизнь»: Интервью с о. Диогенесом Уркизой IVE, по случаю 30-летия служения в России
К вящей славе Божией.
В этом году отец Диогенес Уркиза – священник Института Воплощённого Слова, нынешний настоятель в Саратове и Генеральный викарий епископа Клеменса – отмечает 30-летие служения в России. Его священнический путь начался в солнечной Аргентине, продолжился через миссионерские тропинки Перу и университетские аудитории Рима, а затем привёл в Казань, где «временное назначение» стало домом на два десятилетия.
За эти годы он видел, как возрождалась и крепла католическая община, как восстанавливались храмы и устанавливались мосты между людьми разной веры и культуры. Его история — это не только хроника событий, но и свидетельство того, как Бог действует тихо, но решительно, открывая путь там, где, казалось бы, всё закрыто.
В 2016 году епископ Клеменс Пиккель пригласил его в Саратов как своего Генерального викария, а в июне 2025 года назначил и настоятелем прихода Святого Климента.
Мы поговорили с отцом Диогенесом о его «первых шагах» в России, о радостях и трудностях миссионерской жизни, а главное — о том, что значит быть священником «для своих» и «для всех» одновременно.

Введение в должность настоятеля прихода Святого Климента в Саратове. Торжество Пятидесятницы. 8 июня 2025 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Отец Диогенес, Вы родились в солнечной Аргентине, учились в Риме, преподавали в Перу… Что привело Вас в Россию, такую далёкую и в то время ещё почти неизвестную католическому миру страну?
Когда я начал думать о священстве, у меня не было чёткого представления о миссионерской деятельности, тем более в других странах. Призвание к священству проявилось в юности через приходскую жизнь. Позже — через знакомство с миссионерским институтом Воплощённого Слова, служение святого Иоанна Павла II, его путешествия — всё это открыло для меня мир миссий. Но всё равно казалось, что это сложно и далеко от меня, вообще не близко мне.
Во время учёбы в духовной семинарии первые священники нашей общины отправились на миссию в Перу. Они писали письма, делились опытом — и во мне появилось желание тоже поехать и участвовать в миссии Церкви. Моё первое назначение после рукоположения было как раз в Перу. Эта страна показалась мне очень христианской — даже больше, чем моя родная Аргентина. Люди там не нуждались в первой проповеди о Христе. Но для меня это была настоящая миссия, которая обогатила меня больше, чем я мог отдать. Люди были набожные, с глубокими традициями, очень любили Церковь и ценили священство. Первым и главным служением нашей общины было воспитание семинаристов, работа в духовной семинарии. Потом нас просили помогать в приходах, приглашали на процессии, новенны, праздники, исповеди – у приходских священников просто не хватало на всё времени и сил. Исповеди длились часами. Позднее я прочитал, что св. Иоанн Мария Вианней исповедовал по 16 часов в сутки, а я однажды провёл в исповедальне 17 часов в одной святыне в горах. Люди приезжали туда на торжества на пару дней, и я старался успеть всех принять. Миссия в Перу была особой —там люди знали и любили Христа, и нуждались в Таинствах. Простота и глубина их веры удивляла меня. Меня, в то время совсем молодого священника, любезно называли «папочкой».

После Святой Мессы об усопшем Папе Франциске. Кафедральный Собор в Саратове, 25.04.2025 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Через два года меня направили в Рим продолжать учёбу. Я мечтал вернуться в Перу. Но в Риме для меня открылся другой мир: университеты, студенты со всего мира, из разных обрядов — я впервые познакомился с маронитской, армянской, византийской, сиро-малабарской и другими традициями…
В то же время наш Институт был приглашён служить в России. По окончании учёбы мне поступило предложение поехать в Россию. О. Бернардо Антонини, который организовал духовную семинарию в Москве (позднее она переехала в Санкт-Петербург), пригласил меня. Он хотел связать семинарию с Латеранским университетом. Нужны были преподаватели с лицензией. Я в Риме изучал патристику — это было как раз то, что нужно. Он сказал (кто помнит о. Бернардо, поймёт, КАК он это сказал): «Ты нам очень нужен!» Я почувствовал, что готов идти туда, где есть нужда.
На фото: Пастырская конференция Епархии Святого Климента в Саратове. Год посвященной Богу жизни. Маркс, 24.04.2015 г.
Русского языка я не знал. Учёба не оставляла времени, чтобы начать его учить. В Казани уже были мои собратья — я поехал туда изучать язык для преподавания в семинарии. Но Господь распорядился иначе. Изменилось руководство в семинарии, а в 1997 году меня назначили настоятелем в Казани — это временно, — подумал я тогда. Это (сначала временное!) назначение продлилось 21 год. Я был молод и неопытен, плохо говорил по-русски, часовня в то время находилась на территории старого кладбища. Я думал: сейчас эти люди развернуться и уйдут… Но чудо было в том, что люди не только не уходили, а наоборот, приходили новые! И тогда пришло очень ясное понимание: это не плод моей проповеди и моей деятельности. Люди сами искали Бога — и Бог их вёл.
Вскоре встал вопрос о строительстве храма, о развитии отношений с другими Церквами и религиями. У меня не было подготовки ни к строительству, ни к религиозному диалогу, я вообще в этом не разбирался. А Бог действовал! Я был открыт искренно дружить со всеми. Но нужно было не просто дружить. Часто приходилось выступать от имени католической общины на разных межрелигиозных встречах. Меня даже приглашали в мечеть, и бывало меня просили выступить в мечети с речью на начало Рамадана! Шаг за шагом я учился идти вместе с другими. И Бог был рядом.

С прихожанами и сёстрами на пикнике в Поповских сосняках (Саратовская область). 10.08.2025 г.
Вы приехали в Россию в 1995 году — в эпоху больших перемен. Как Вы ощущали присутствие Бога в те годы, когда Церковь только начинала заново укореняться на этой земле?
Приезжая в Россию, я ожидал, что найду много католиков немецкого и польского происхождения, сохранивших веру и традиции, – такое впечатление создавалось от рассказов о католиках в бывшем Советском Союзе. Но когда я приехал в Казань, картина была совсем другой. Я обнаружил… пустоту. Нет храма, нет общины, а всего лишь несколько католиков и несколько ищущих, с которыми раз в неделю встречались в съёмной квартире. Тех, кто искал Бога и хотел собираться вместе, были единицы. Но как раз встреча с такими людьми, ищущими Бога, — настоящая радость. В их желание познать Бога и приблизиться к Его тайне ощущалось Его присутствие. Некоторые сохранили веру без храмов, без священников, без Таинств. Бог не оставил свой народ. С другой стороны — впечатляло отсутствие христианских традиций в жизни общества. Атеизм глубоко ранил сердца. Помню как один врач польского происхождения, приходивший в часовню, с грустью сказал: «Я так бы хотел верить, но не могу». Его будто лишили способности верить в Бога.
Присутствие Бога чувствовалась и при общении с местными представителями гражданской власти, с которыми со временем приходилось общаться. Многие из них, хотя лично, возможно, были далеки от вопросов веры, тем не менее уважительно относились к вопросам верующих. И многие из них, я так верю, стали инструментами Божьего провидения в решении важных вопросов для жизни католической общины. Да, эти люди вчера были атеистами, а сегодня помогают в регистрации общины, в строительстве храме, и т.п. Божьего благословения им! Бог действовал через них!

Заседание Саратовской областной думы 10 апреля 2024 года. О. Диогенес с представителями других традиционных религий.
Вы получили награды как от Церкви, так и от светских властей. Что для Вас значат такие признания? И остаётся ли при этом главным — быть просто «священником у алтаря»?
Да, Россия — щедрая душа. Она любить удостаивать наградами своих граждан и гостей. Это мне нравится. Но я очень спокойно относился к наградам, в смысле, что я их не ожидал и не стремился к ним. Конечно, было приятно их получать: это означало, что то, что я старался нести, было понято и принято. Важно, что отношения, которые я пытался строить с властями и другими религиями, оказались ценными. Я всегда хотел, чтобы Церковь была открыта к диалогу. Хотел делиться собственным осознанием, что вера — не для того, чтобы отличаться от других, а чтобы стать ближе к ним. У меня развивалось понимание, что священник, как человек Божий — дар не только для своих, но для всех; что вера открывает путь к пониманию братства. Мне нужно было время, чтобы это понять.
Правда, были моменты, когда я размышлял: какая связь между моим положением приходского священника и публичным участием в разных правительственных и общественных мероприятиях? Но я принимал все эти приглашения, и это давало людям возможность узнать о Католической Церкви, увидеть, что мы открыты на жизнь общества. Чтобы и прихожане видели: мы не закрытая группа, мы – часть общества нашего города, республики, страны. Репортажи со многих мероприятий показывали по телевидению, и прихожане могли сказать родным: «Это наш священник». И дело не в количестве твоего присутствия тут или там, а в том, что ты чувствуешь себя частью этого общества и вносишь свою лепту.

Всероссийский Конгресс Милосердия. Маркс, 17-20.11.2016 г. В Год Милосердия о. Диогенес был назначен Миссионером Милосердия в нашей Епархии.
Вера требует постоянного обновления. Что помогает Вам сохранять огонь молитвы и внутреннюю живость призвания спустя столько лет?
Со временем все больше понимаю слова Св. Павла VI, что Церковь должна постоянно обновляться. Но ведь Церковь — это мы. Значит, это нам нужно обновляться – постоянно и на разных уровнях. В понимании самой Церкви, её миссии, нашего участия в этой миссии. Опыт в России, встречи с другими конфессиями и религиями расширили моё видение. Понимаю, что священство — не для узкого круга людей, а для всех. Это не функция, а служение сопровождения Божьего народа. Быть с людьми, идти вместе, сопровождать. Одним словом, нужду в молитве и обновлении я ощущаю, прежде всего, при простом и открытом общении с людьми, сидя в исповедальне, посещая больных, общаясь с молодёжью или с семьями. Это те моменты, когда, слушая кого-то или видя что-то, сердцем обращаешься к Богу и говоришь: «Боже, посмотри сюда! Услышь!»
А потом, я не знаю, как это правильно выразить, но я чувствую, что на самом деле это Церковь помогает мне сохранить огонь и живость призвания, то есть это не результат моих стараний, а милость Божья через Церковь. Бог спасает в Церкви и через Церковь. Тайна общения в Церкви меня вдохновляет, утешает, радует. Не знаю, смог ли я выразить моё чувствование Церкви, но я уверен: если мы думаем, что это мы молодцы, когда держимся и сохраняем живость призвания, то незаметно для нас самих можем оказаться сектантами.

Праздник Святого Семейства, 29.12.2024 г. Кафедральный Собор в Саратове. О. Диогенес благословляет детей. Фотограф: Николай Корнилов.
Есть ли у Вас любимые русские святые или духовные образы, которые Вас вдохновляют?
Общение с верующими других конфессий расширяет понимание святости. Во-первых, встречаешь людей других конфессий, которые ведут святую жизнь. Во-вторых, встречаешься с очень богатой традицией. А среди русских святых мне особенно близок Серафим Саровский. Я не раз ездил в Дивеево и с удовольствием возвращаюсь туда. Мне близка его святость, я чувствую точки соприкосновения с нашей духовностью: простота, природа, почитание Матери Божией. Чувство единства христиан наполняет меня, когда в Дивеево проходишь по канавке Богородицы, читая «Радуйся, Мария!» Люблю византийскую икону, вообще византийскую иконографию – даже не могу выделить отдельные образы. Икона ведь отражает литургическое празднование или внутреннее состояние души – на каждый момент жизни можно найти ответ.

Пастырская встреча в Астрахани. Среди собратьев-священников. 29.04.2017 г.
Что Вы узнали о себе за эти 30 лет, что, возможно, не открыли бы, оставшись в Аргентине или Европе?
С чувством юмора воспринимаю высказывания тех, кто иногда мне говорит, что я дипломат. Но я не учился этому и не пытаюсь быть дипломатичным — просто стараюсь быть собой. Если не знаешь, что сказать и как себя вести, то просто будь собой. Так вот, интерес к сотрудничеству с властями, к межрелигиозному диалогу — этого я бы не открыл в Аргентине или Перу. Там просто нет такой необходимости, такими служениями занимаются специально подготовленные и назначенные люди. Но оказалось, что это мне по душе. Это вдохновляет. Я иду на такие встречи с радостью.

Светлое Пасхальное Воскресенье. Крестный ход со Святыми Дарами. Саратов, 20.04.2025 г. Фотограф: Николай Корнилов.
Что бы Вы сказали молодым католикам Юга России, которые ищут свой путь в жизни и вере?
Я не считаю себя великим учителем, но с братской любовью сказал бы им: Не бойтесь верить! Не бойтесь крепко верить! Примите всерьёз Христа. Доверяйтесь Ему. Только Он откроет вам самый надёжный и светлый путь. Всё может измениться в вас и вокруг вас, но Христос остаётся верным. Как сказал Бенедикт XVI: «Не бойтесь Христа! Он ничего не отнимает, а дарует всё» (Verbum Domini). Я имею ввиду вот что: слова Иисуса – это дух и жизнь, это сама жизнь. Доверять Ему в том смысле, что вера не должна стать украшением или добавкой к жизни, – как повесить крестик на шею. А доверять по-настоящему: свой путь, свои решения. Ориентировать решения на Его Слово. Чтобы Христос был для тебя не тем, к кому идёшь в последнюю очередь, когда всё остальное уже перепробовал, – а всегда начинать с Него. Христос – это Тот, Кто учит тебя любить и принимать себя самого, какой ты есть; любить и принимать других, какие они есть.
Если бы Вы могли вернуться к себе молодому, только что рукоположённому, — что бы Вы сказали себе в тот момент?
Я бы сказал себе: «Что ты делаешь? Куда ты лезешь?»… А если серьёзно, никогда не думал об этом. Но… наверное, сказал бы: не думай, что это или то служение временное. Это — твоё и на всю жизнь. Принимай каждое решение, назначение, служение – как навсегда. Не мечтай, «что это ненадолго». Живи настоящим, здесь и сейчас. Это и есть верность призванию.
На фото: Велопробег с участием католических и лютеранских общин. Саратовская область, долина реки Караман. Целью были руины старого католического храма Успения Пресвятой Богородицы в колонии Мариенталь (с. Советское, Саратовская область). 20.07.2024 г.


Пастырская встреча священников, монашествующих и сотрудников «Каритас» Епархии Святого Климента. Апрель 2018 г.
Беседовала Наталья Ивашковская
Рубрика: Из жизни Церкви, Лица. Голоса. Пути.