Ретроспектива Юбилейных годов: плоды Юбилейных годов
Мир и добро.
Окончание. Начало в трёх предыдущих номерах.
Фото 1 и 2: Приход Христа Царя в Марксе. Фотограф: Епископ Клеменс Пиккель
Юбилейный год (Annus Jubilaeus), или иначе: Святой год (Annus Sanctus) – это возможность, которую даёт христианам Бог и Церковь для обновления веры, жизни и пути ко Спасению. Юбилейный год всегда был понимаем как время примирения с Богом, возвращения к Богу – Источнику любви и жизни; как время взаимного прощения и обновления взаимной любви братьев во Христе; как время очищения души и время духовного возрождения.
В дополнение к этим духовным плодам Юбилеев, а также кроме объявления во время Юбилеев важных постановлений и догматов Церкви, помимо введения новых церковных праздников, беатификации и канонизации святых, Юбилеи приносят также плоды из разряда материальных: и в жизнь Рима, и, в конечном итоге, в жизнь всего человечества.
Фото 3: 24.12.1999. Сочельник Рождества Христова. Папа Иоанн Павел II в 23.25 торжественно открывает Святые Врата базилики св. Петра в Риме, вводя Вселенскую Церковь в Великий Юбилей 2000 года. Фотограф: Гжегож Галонзка*
К каждому последующему Юбилею Вечный Град преображается: проводятся реставрации и декор храмов, например Базилики Святого Петра (как это было к Юбилею 1450 года) и других юбилейных Базилик; ремонтируются архитектурные сооружения Рима; создаются новые и реорганизуются старые музеи. Появляются нововведения: например, установлением двустороннего движения человечество обязано Юбилею 1300 года. Строятся железнодорожные пути и вокзалы: например, к Юбилею 1875 года состоялось окончательное открытие первого железнодорожного вокзала Рима –Термини. Благоустраиваются улицы, площади, модернизируется уличное освещение. Строятся новые мосты (в частности, к Юбилею 1475 года «был воссоздан с нуля» Сикстинский мост над Тибром), подземные переходы, туннели (так, к Юбилею 2025 года проводятся работы по созданию пешеходной зоны между замком Сант-Анджело и Площадью Святого Петра). Возводятся больницы, учреждения и гостиницы для приёма паломников. Проводятся различные реконструкции: например, в 2025 году планируется закончить грандиозную реконструкцию кампуса – университетского студенческого городка, принадлежащего итальянскому государственному университету Тор Вергата в Риме. Кампус занимает площадь в 500 га, на его территории будут проходить важные мероприятия Юбилея Молодёжи в рамках Юбилея 2025, где соберётся около полутора миллионов молодёжи со всего мира.
Всего не перечесть…
Все эти юбилейные строительства, художественные оформления храмов, нововведения, реорганизации часто были новым словом в области архитектуры, искусства, градостроительства, науки; послужили появлению новых достижений в этих областях, созданию шедевров искусства. И все эти достижения Юбилейных годов стали достоянием мировой сокровищницы.
ГЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ ЮБИЛЕЙНЫХ ГОДОВ
На протяжении многих веков проведения Католической Церковью Юбилеев постепенно установились разные юбилейные обычаи.
1. Ко главным юбилейным обычаям относится паломничество.
Осознанные паломничества в поисках истинного Бога и в «личной связи с Богом» (ККЦ 299) своими корнями уходят в глубокие ветхозаветные времена. Подчиняясь призывам Бога, евреи, начиная с Аврама, с верой и надеждой отправлялись в неизвестность, в чужие земли, находящиеся далеко от родных мест, и там происходила их встреча с Богом. Затем паломничества совершались в уже известные определённые святые места, связанные с Присутствием Бога (ср., напр., Суд 20,18; 1Цар 1,3). С пешими паломничествами были также сопряжены три ежегодных еврейских праздника («явление пред Яхве»), во время которых (в «положенные дни») евреи со всех концов страны, повинуясь обязательному предписанию, ежегодно прибывали в Иерусалим, «куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (Пс122 [121], 4). Следуя Закону Моисееву, также и Иисус отправился с Марией и Иосифом в паломничество в Иерусалим. Об этом Его паломничестве читаем в Евангелии от Луки: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли Они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк 2, 41–42).
Фото 4: 19.08.2000. Юбилей молодёжи. Колизей. Крестный Путь с молодёжью. Фотограф: Гжегож Галонзка*
В христианстве паломничества также стали важной частью жизни верующих. В паломничествах в Святую Землю, в Рим, а также в святые места, связанные с Богородицей и святыми, христиане черпали и черпают духовные силы, углубляют свою веру и встречаются с Богом. Апогеем христианских паломничеств являются юбилейные паломничества. «Паломничество – особый знак Святого года, поскольку это икона пути, каким идёт каждый человек в своей жизни» (Бенедикт XVI, булла Misericordiae vultus). «Паломничество является основополагающим элементом каждого Юбилея» (Папа Франциск, булла «Надежда не постыжает» – Spes non confundit, объявляющая Юбилей 2025 года).
2. Особым знаком юбилейных торжеств является обычай получения юбилейной индульгенции, о чём уже упоминалось в данной рубрике. Но в наше время, когда полную индульгенцию можно получить не только в Юбилейный год, получение юбилейной индульгенции уже не является основной целью Юбилейного года. В связи с этим празднование Юбилейного года приобрело ещё один акцент: «В XX веке при праздновании Юбилейного года забота отдельного верующего о собственном спасении отошла на второй план, уступив место общему празднованию всей Церкви, молитвенно созерцающей историю Вселенной и человечества» (Католическая энциклопедия, издательство Францисканцев).
Фото 5: Август 2000 г. Более двух миллионов молодых паломников прибыло со всего мира на Юбилей молодёжи и встречу с Иоанном Павлом II. Фотограф: Гжегож Галонзка*
3. Ключевой юбилейный обычай – прохождение через Святые Врата (Santa Porta).
Прохождение через врата храма несёт в себе глубокий смысл, уходящий корнями в Ветхий Завет. Например, в ветхозаветной Книге Иезекииля подробно описывается процесс вхождения во врата Иерусалимского Храма, которые «должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены, и в день новомесячия должны быть отворены. Князь пойдет через внешний притвор ворот и <…> поклонится Господу и выйдет, а ворота остаются незапертыми до вечера. И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия». Этот фрагмент из Книги Иезекииля (46, 1–З) является как бы пророческой моделью строения христианского Юбилейного года, Врата которого открываются в Юбилейные годы, и «народ земли», входя в них, поклоняется «пред Господом» и обретает Спасение.
В Новом Завете врата (двери) несут ещё более глубокий смысл: в христианстве врата стали символом Самого Господа Иисуса Христа. И само прохождение через врата также является глубоким символом: «Этот символ указывает на переход от греха к благодати, который должен совершить каждый христианин. Иисус сказал: „Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется” (Ин 10,9) – чтобы ясно показать, что никто не может прийти к Отцу, кроме как через Него. <…> К Нему одному в подлинном смысле приложимы слова Псалмопевца: „Вот врата Господа” (Пс 118 [117],20)» (Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium 8).
Фото 6: 09.07.2000. Юбилей узников. Святая Месса с Папой Иоанном Павлом II в «Regina caeli» — старейшей тюрьме Рима. Фотограф: Гжегож Галонзка*
И этими Вратами Господа, Вратами Спасения являются также Юбилейные Врата, открытые настежь в Юбилейные годы для получения полной индульгенции. «Ты, Христе, Сын Бога Живого, стань для нас Вратами! Стань для нас истинными Вратами, символом которых стали Врата, торжественно открытые в эту ночь. <…>Стань Вратами нашего спасения, Вратами жизни, Вратами мира!» (Иоанн Павел II, Навечерие Рождества Христова 1999; открытие Великого Юбилея).
Официальным началом каждого христианского Юбилея является открытие Святых Врат в Базилике Святого Петра в Риме. Первое юбилейное открытие Врат состоялось в 1423 году: Папа Мартин V в Юбилей 1423 годаоткрыл Врата Латеранской Базилики в Риме. Но это открытие Врат ещё не стало началом традиции. Начало традиции торжественного открытия Святых Врат как символа открытия Юбилейного года положил Папа Александр VI. Произошло это в Рождество 1499 года в Базилике Святого Петра в Риме на открытие Юбилея 1500 года: небольшая дверь, которая находилась слева от главного входа в эту Базилику, была увеличена и превращена в Святые Врата. Кроме того, Александр VI утвердил церемонию открытия и закрытия Святых Врат, которую по его поручению составил папский церемониймейстер Джованни Буркардо.
С тех пор каждый Юбилейный год начинается с символического обряда открытия Святых Врат. Святые Врата есть в четырёх главных базиликах Рима: в Латеранской Базилике, в Базилике Святого Петра, в Базилике Святого Павла за Городскими Стенами и в Базилике Санта Мария Маджоре (Великая Базилика Пресвятой Девы Марии). Святые Врата находятся рядом с основными входами в эти Базилики и открываются лишь в Юбилейный год.
По установившейся традиции, Папа как наместник св. Петра, владеющего ключами «Царства Небесного» (ср. Мф 16, 19), сам лично открывает Святые Врата в Базилике Святого Петра. Происходит это в ночь Рождества Иисуса Христа, т. е. в ночь с 24 на 25 декабря, так как Юбилейный год всегда связан с воспоминанием Боговоплощения – Чуда Пришествия в наш мир Сына Божия. Врата в остальных трёх Базиликах открывают в последующие дни назначенные Папой кардиналы.
Фото 7: 18.05.2000 г. Юбилей священников. Несколько тысяч священников участвовало в Евхаристии на площади св. Петра, предстоятелем которой был Святейший Отец. Фотограф: Гжегож Галонзка*
Завершается Юбилейный год торжественной церемонией закрытия Святых Врат. Святые Врата в Базилике Святого Петра Папа закрывает сам лично; происходит это, как правило (за редкими исключениями), в Сочельник Рождества. Во время проведения Внеочередных Юбилеев даты открытия и закрытия Святых Врат варьируются.
Начиная с Юбилея 1500 года и по Юбилей 1950 года включительно, церемония открытия и закрытия Святых Врат, утверждённая Папой Александром VI, практически не менялась ипроисходила следующим образом. Святые Врата четырёх юбилейных римских Базилик в период между Юбилеями были снаружи закрыты (а точнее – замурованы) кирпичной стеной. Лишь на время проведения очередного Юбилея Папа их «размуровывал». Первоначально, в Юбилей 1500 года, Папа самолично пробил кладку молотом каменщиков, которые после этого разбили стену до конца. Но впоследствии, по утверждённой церемонии открытия Святых Врат, начиная с Юбилея 1525 года, удары Папы по стене стали носить символический характер: уже не молотом каменщиков, а специальным серебряным молотком, Папа производил три первых удара по стене, следуя призыву Иисуса: «стучите, и отворят вам» (Лк 11, 9). Этими ударами Папа начинал разрушать стену, затем каменщики разбивали кладку стены до конца, и лишь после этого Папа открывал Святые Врата. Фрагменты разрушенной стены считались священными, и народ их тут же разбирал и уносил как реликвии. Традиция стучать в двери юбилейных храмов («стучите, и отворят вам»), соблюдается и сейчас при торжественной церемонии открытия Святых Врат в назначенных Папами храмах разных стран.
После окончания Юбилея и торжественного закрытия Святых Врат происходил обряд их замуровывания. По обряду, составленному Буркардо (и, как было уже сказано, практически не менявшемуся), при замуровывании Врат традиционно использовался специальный серебряный мастерок; в стену вкладывали два кирпича – золотой и серебряный, а также несколько монет, помещённых в специальный ящичек. Всё это, вместе с кирпичами и камнями для возведения новой стены, окропляли освящённой водой.
Фото 8: 03.09.2000. Беатификация Пап Пия IX и Иоанна XXIII. Фотограф: Гжегож Галонзка*
Но после II Ватиканского Собора, в Юбилей 1975 года, Папа св. Павел VI внёс некоторые изменения в церемонию открытия и закрытия Юбилейных Святых Врат. Юбилейные Врата, которые Павел VI закрыл по окончании Юбилея, больше не замуровывали снаружи, а стена, некогда возводившаяся снаружи Врат и закрывавшая их, тут же была возведена с внутренней стороны. И с тех пор Святые Врата, таким образом оказавшиеся снаружи, представлены всеобщему обозрению. Эти нынешние Врата в Базилике Святого Петра являются художественной ценностью: в Юбилей 1950 года, по указанию Папы Пия XII, вместо старых деревянных Врат (Врата во всех юбилейных Базиликах – деревянные) были установлены новые – бронзовые, отлитые по проекту известного итальянского скульптора Вико Консорти. На этих Вратах на шестнадцати барельефных панелях представлена вся История Спасения: от сцены Изгнания из Рая и до наших дней – до открытия Святых Врат Папой Пием XII в Юбилей 1950 года (по замыслу автора, эта последняя панель должна была меняться к каждому актуальному Юбилею, чтобы представить современную историческую реальность и таким образом направить Историю Спасения в вечность; однако эту панель после Юбилея 1950 года не заменяли). Надпись на этих Вратах гласит: «отсюда обильно проистекают источники Божественной Благодати и очищают души всех, в них входящих».
Также при изменении обряда закрытия Врат были исключены: традиция использования серебряного мастерка и традиция вмуровывать в стену золотой и серебряный кирпичи. Но традиция вмуровывать в стену ящичек с пергаментным свитком, содержащим данные о закрытии Врат, осталась.
К Великому Юбилею 2000 года в церемонию открытия Святых Врат Папа Иоанн Павел II внёс очередные изменения, ещё более упростившие обряд: стену каменщики размуровали заранее, до начала церемонии, а во время церемонии Папа просто открыл Врата своими руками.
Обряд открытия Святых Врат несёт в себе много глубоких символов, в частности: разрушение стены символизирует разрушение препятствия, построенного грехом и стоящего на пути человека ко Спасению; вхождение через Врата подчёркивает вступление в объятия Любви Божией и Милосердия Божия, а также символизирует получение полного отпущения и прощения грехов; само же открытие Святых Врат является символом того, что Юбилейный год дарует верным необыкновенный путь ко Спасению. Этот необыкновенный путь ко Спасению будет дарован нам также в грядущий Юбилей 2025 года.
*Фотокнига «Великий Юбилей. Лето Господне благоприятное». Гжегож Галонзка. Издательство «Michalineum». 2001.
Рубрика: Юбилей 2025