Адвент – начало литургического года

К вящей славе Божией.

«Благочестивая Матерь Церковь считает своей обязанностью по установленным дням на протяжении года отмечать священным воспоминанием спасительное дело своего Божественного Жениха. Каждую неделю, в день, названный ею «днём Господним», то есть в воскресенье, она вспоминает о Воскресении Господнем. Кроме того, раз в год она празднует Воскресение Господа вместе со Святыми Его Страстями в величайшее торжество Пасхи.

На протяжении же года она последовательно излагает всю тайну Христа: от Воплощения и Рождества до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господня.

Вспоминая таким образом тайны Искупления, она открывает верным богатства добродетелей и заслуг своего Господа, так что они становятся в известном смысле присутствующими во всякое время, а верные могут прикоснуться к ним и исполниться благодатью спасения» (SC 102).

Фото 1: Месса Рорате в храме Святого Николая. Волгоград, Адвент 2022 (заглавное фото)

Фото 2: Месса Рорате в храме Воздвижения Креста Господня. Тамбов, Адвент 2022

Католическая Церковь в своём служении делу спасения, сохраняет литургические обряды и традиции различных народов. В Католической Церкви латинского обряда литургический год начинается с Адвента, который в этом году начинается с 1 декабря. В этом году начало Адвента так же знаменательно тем, что во всей Церкви начинается Юбилейный год.

Фото 3: Приходские миссии в Приходе Воздвижения Святого Креста. Ульяновск, Адвент 2022 

Адвент (от лат. Adventus –пришествие) означает время радостного ожидания Рождества Христова, которое Церковь празднует 25 декабря. История возникновения этого периода Адвента весьма интересна. Уже с IV века мы находим традицию времени Адвента, но изначально это время было связанно с праздником Богоявления. Михаэль Кунцлер в своей книге «Литургия Церкви» пишет: «Традиция Адвента сложилась в литургическом творчестве Галлии и Испании в IV в. Здесь празднику Богоявления предшествовали три недели высокой религиозной активности. Несколько позже галльские источники упоминают и о периоде поста, который начинался в день св. Мартина 11 ноября (Quadragesima sancti Martini, «Четыредесятница св. Мартина»). Этот постный период заканчивался, однако, не на Рождество, а на более древний праздник Богоявления; если между днём памяти св. Мартина и днём Богоявления, согласно восточной практике, посчитать только собственно постные дни, т.е. если из этих восьми недель исключить воскресенья и субботы, в которые на Востоке не бывает поста, то между 11 ноября и 6 января как раз и будет сорок постных дней.

Праздник Богоявления, по крайней мере хотя бы в некоторых регионах, искони считался важнее праздника Рождества, поскольку в этот день обычно крестили много народа, а крещению предшествовала сорокадневная подготовка. Покаянные проповеди ирландских миссионеров, благовествовавших о Христе прежде всего как о Судии конечных времен, и привели к формированию Адвента — периода, посвященного ожиданию Имеющего прийти вновь. Адвент был временем покаяния и поста. Полному развитию Богоявленской четыредесятницы противостояло, однако, быстрое формирование праздника Рождества, распространявшееся из Рима, а «сорокодневие», которое на своем протяжении прерывается великим праздником, имевшим, вероятно, к тому же и попразднство, — это уже не подлинная четыредесятница». Если же «четыредесятницу» стали бы завершать 25 декабря, это означало бы утрату круглого числа в 40 дней» (Михаэль Кунцлер. «Литургия Церкви»)

Фото 4: Месса Рорате в Приходе Успения Пресвятой Богородицы. Астрахань, Адвент 2022

Появление периода Адвента в традиции Рима можно определить VI веком. Папа Григорий Великий упоминает о нём в своих проповедях. Примечательно, что продолжительность Римского Адвента составляла от 4 до 5 воскресных дней, но и не говорится о посте. После принятия Римского чина в Империи, произошло смешение Римского Адвента и Галликанской четыредесятницы. В результате этих смешений, появился этот период радостного ожидания Христа с некоторыми знаками покаяния (фиолетовый цвет, отсутствие гимна Gloria).Литургическая реформа второго Ватиканского собора определила время Адвента, как время радостного ожидания, начинающаяся с первой вечери воскресения, которое выпадает на 30 ноября или же более близкое к этому дню воскресенье.

Время Адвента имеет двойной характер, с одной стороны, подготовка к Рождеству Христову, а с другой стороны, ко второму пришествию Христа.

Первый период Адвента длится от первого Воскресенья Адвента до 16 декабря. В этот период в богослужениях обращают внимание верующих на день второго пришествия Иисуса Христа. В центре внимания призыв Иисуса: «Бодрствуйте!».

Во второй период Адвента, с 17 декабря до первой вечери Рождества, богослужения готовят верующих к Торжеству Рождества Господня.

Фото 5: Подготовка к Рождеству в Приходе Пресвятой Троицы. Таганрог, Адвент 2022

Литургическая жизнь в этот период имеет свои характерные черты: как было заявлено выше, литургический цвет фиолетовый, который напоминает нам о покаянии, не поется гимн Gloria. Примечательно так же, что третье воскресенье Адвента называется Gaudete. Папа Франциск говорит: «Сегодня третье воскресенье Адвента, также известное как воскресенье Gaudete, воскресенье радости. В литургии несколько раз звучит призыв радоваться, веселиться, ибо Господь рядом, Рождество близко. Христианская весть называется Евангелием, то есть Благой вестью, провозглашением радости для всех людей. Церковь – это не убежище для печальных людей, Церковь – это дом радости! Те, кто печален, находят в ней истинную радость!» (Папа Франциск, Angelus 15.12.2013).

В первой части Адвента так же существует традиция служение святой мессы «Rorate» – вотивной мессы в честь Матери Божьей, которая совершается при свечах, образ бодрствования и ожидания пришествия Господа вместе с Марией.

Введение к Лекционарию на русском языке, изданному в 2015 году, описывает чтения на время Адвента, разделяя их на воскресные чтения и будние.

Воскресные чтения из Евангелия имеют характерную черту: относятся к пришествию Господа в конце времен (первое воскресенье); к Иоанну Крестителю (второе и третье воскресенье); к событиям, непосредственно приготовившим пришествие Господа(четвертое воскресение). Чтение из Ветхого Завета содержат пророчества о Мессии и о мессианских временах, особенно из книги Исаии.

Чтения из посланий Апостолов содержат наставления и хвалебные гимны согласно разным характерным чертам этого времени».

В будние дни в Лекционарии «приводится две серии чтений: одна используется от начала Адвента до 16 декабря, вторая от 17 до 24 декабря. В первой части Адвента читается книга Исаии, по порядку книги, в связи с важнейшими текстами, приходящимися также на воскресенья. Евангелие этих дней подобрано к первому чтению. С четверга второй недели начинаются чтения Евангелия об Иоанне Крестителе; первое чтение составляет или дальнейшее продолжение книги Исайи, или отдельный текст, связанный Евангелием. В последнюю неделю перед Рождеством Христовым читается описание событий, непосредственно приготовивших пришествие Христа из Евангелия от Матфея(1 глава) и от Луки(1 глава). Как первое чтение, в связи с Евангелием подобраны тексты из разных книг Ветхого завета, в которых находятся некоторые важные мессианские пророчества» (Введение к Лекционарию).

Фото 6: Месса Рорате в Приходе Святых Апостолов Фаддея и Симона. Сочи, Адвент 2022

Обращая внимание на чтения этого периода, понимаем, что Церковь настоятельно призывает своих чад бодрствовать в ожидании Господа. Из личного опыта могу посоветовать, что одним из лучших способов празднования Торжества, является таинство исповеди. Таинство исповеди – личный опыт милосердия Божьего.Господь даёт не только прощение грехов, но и силы противостоять им. Как было сказано выше, Адвент 2024 года особенен тем, что начинается очередной юбилейный год. Юбилейный год – время благодати и милосердия Божьего. Господь ожидает каждого человека, или же, выражаясь в духе Адвента, Он приходит ко всем.

Фото 7: Адвентовый венок в доме Ассоциации Папы Иоанна XXIII. Элиста, Адвент 2022

Рубрика: Литургия

Автор: